Одним из основных направлений развития системы дорожного движения должно стать повышение ее безопасности. Согласно указу президента РФ, травматизм и гибель людей необходимо в ближайшие годы свести к минимуму. Министерство транспорта РФ и ГИБДД ищут пути решения поставленной задачи. Одним из них стали вынесенные на обсуждение Минтрансом поправки в закон «О безопасности дорожного движения», разделяющий водителей на любителей, пользующихся транспортом в личных целях, и профессионалов, зарабатывающих на перевозках. В ГИБДД предлагают еще один метод — ужесточение экзаменов на получение водительского удостоверения. Планируется отменить «право на ошибку», а также сделать сдачу экзаменов «50/50»: 50% по билетам, 50% — по результатам собеседования.
Уральская ассоциация автомобильных школ поддерживает эти инициативы. Все давно шло к вносимым сейчас поправкам. Думаю, какие-то шероховатости будут еще устраняться, но в целом такие изменения назрели.
Члены нашей ассоциации прогнозируют, что как представители автошкол, так и сами водители, воспримут вносимые поправки положительно.
Я бы развеял опасения, связанные с возникновением дополнительной нагрузки на автошколы. По крайней мере, это не грозит ни профессиональным организациям, ни «однодневкам». Последние просто будут уходить с рынка — они не смогут работать, поскольку им не хватает ресурсов.
Но это не скажется на клиентах негативно: в регионе переизбыток автошкол. По нормативам одна школа должна быть на каждые в 10-15 тыс. жителей, а у нас — одна на 3-4 тысячи. Половина из них не обучает, а просто зарабатывает деньги. На рынке должны остаться профессиональны.
Считаю, что положительно отнесутся к поправкам и профессиональные водители. Дело в том, что заказчиками их подготовки являются компании, занимающиеся перевозками. Мы знаем заботы и «болячки» этих компаний. Руководству не все равно, какие к ним приходят водители, ведь они доверяют рабочим очень дорогой транспорт. Так, у компаний по междугородним перевозкам любая фура стоит свыше 10-20 млн руб. То же самое с автобусными перевозками.
А при принятии поправок обучающиеся будут получать знания без профподготовки, станут просто «водителями». И уже «водители» дополнительно пройдут обучение, получат соответствующий документ, став «профессиональными водителями», приобретя более глубокие знания. Каждые пять лет они будут проходить переаттестацию. И это правильно, потому что в течение пяти лет многое меняется. Нужно, чтобы водители знали поправки и изменения. Кроме того, к работе на спецтранспорте не допустят человека, не имеющего профессионального образования. А кроме спецслужб (полиции, пожарных и других), проходить обучение нужно будет всем.
Легче станет и простым водителям, которым не придется работать со специальным транспортом — им не нужно будет изучать те материалы, которые им не пригодятся. И станет легче сконцентрировать внимание на тех вопросах, с которыми они ежедневно будут сталкиваться на дорогах.
Единственное, не могу однозначно сказать, что не повысится в связи с введением поправок стоимость обучения — это покажет время. Я думаю, вырастет цена на подготовку профессиональных водителей: программы, которые сейчас есть, содержат общую информацию, и нужна будет большая стажировка на профессиональном транспорте, а это ресурсозатраты (на топливо, например). Эти затраты ложатся на заказчика — на компании, занимающиеся перевозками, транспортными услугами.
Говоря об ужесточении приема экзаменов по правилам дорожного движения, могу сказать, что, по-моему, в первое время увеличится количество человек, не сдавших экзамен. Впрочем, сегодня процент сдачи ПДД довольно высок. Вообще, когда нормально проводятся плановые занятия, тренинги, человек хорошо сдает экзамен. Но ошибки разные бывают: кто-то просто поторопился, разволновался, сказывается и боязнь человека в погонах. В любом случае мы найдем способы подготовки, при которых ошибки не будут допускаться. Но не будем забывать, что теория подтверждается практикой. Важно, чтобы человек не просто знал правила, а соблюдал их на практике. Культура водителя на дороге, культура вождения — это фактор безопасности, а не просто получение знаний.
Георгий Коваленко, президент Уральской ассоциации автомобильных школФотография с сайта Уральской ассоциации автомобильных школ