Директор департамента корпоративного развития и управления персоналом ПАО КБ «УБРиР» Юрий Воронин рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о том, какую роль играют сотрудники в деятельности современного банка.— Современные финансовые технологии и высокий уровень конкуренции, вероятно, требуют от банков другого подхода к набору персонала. Какой сейчас основной тренд на этом рынке?— Обратите внимание на ту ситуацию неопределённости и волатильности рынка, в которой мы живем. Когда мы писали трёхлетнюю стратегию по направлениям деятельности для банка, мы заложили изменения как главный тренд. Мы живем в VUCA-мире (volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) — прим. ред.). Надо понимать, что жажда стабильности удовлетворена не будет — мир меняется, это нужно принимать и жить в этих обстоятельствах. Банк в последние два года динамично развивается с учетом этого. Частично нам помогает то, что мы находимся на периферии основных банковских «штормов», но мы пытаемся четко занять свою нишу, не упускать своего клиента.
Привычного разделения «рынок работодателя — рынок кандидата» сейчас не существует. За последние два года это понятие ушло: и кандидат, и компания ориентируются больше на ценностную составляющую, то есть насколько та или иная корпоративная культура или профессиональные навыки могут быть реализованы в компании в тех условиях, которые она создает.
Если говорить о специализации рынка, то мы точно ушли от поиска только банковских работников и ищем во всем широком спектре предложений. Для нас важны только опыт и желание сотрудника развиваться в той или иной сфере. Здесь возникает такое понятие, как экспертность. Кандидаты рассматривают не конкретную отрасль, а специфические навыки, которые они хотят развить.
Например, есть эксперт в области построения математических моделей. Соответственно, внутри банка у него есть возможность приложить эти модели к совершенно разным областям. Например, у нас в HR есть моделирование текучести и предсказание поведения сотрудника в зависимости от того, какие у него условия работы, оплата труда. Мы уже три года экспериментируем с такими моделями, и прошлый год показал, что они отлично работают — сотрудник ещё на месте, а мы уже знаем, что есть риск его ухода.
— Вы говорите о неких универсальных профессиях, таких как математики или программисты?— Это касается даже таких узких специализаций, как банковский кассир. На эту тенденцию повлияла всеобщая цифровизация и некая унификация опыта. Поэтому при подборе кандидата гораздо важнее его потенциал и способность к развитию, а уже потом мы его обучаем узким специальным задачам. Это уже стало нормой: сегодня он менеджер по продаже банковских услуг, a завтра — по продаже услуг телекома.
Сейчас и рынок труда заставил кандидатов перестроиться, более разнообразно подходить к выбору. Если посмотреть на нашу фронт-зону, там больше половины людей — это те, кто никогда до этого не работал в банке. Более того, в основном это молодые люди, для которых УБРиР — вообще первое место работы. Для них это платформа для дальнейшего продвижения.
Стоит отметить, что сейчас у нас отлично развит внутренний рынок кандидатов. Если пять лет назад мы через внутренние вакансии закрывали не более 5% свободных позиций, то теперь это 30-40%, причем на всех уровнях должностей. Для самого кандидата это очень полезно: человек «выгорел» в одном месте и получает новый вызов, толчок в другом.
— Соответственно, предъявляются высокие требования к системе обучения сотрудников?— Да, и за это отвечает Центр развития компетенций, который был создан два года назад. Сейчас мы движемся к модели адаптивного обучения, которое, в отличие от стандартного, не требует поголовного ознакомления кандидатов с массой однородных знаний. Адаптивное обучение направлено на то, чтобы учитывать конкретные возможности и способности кандидата и давать точечные знания, необходимые для развития. Причем это касается как линейного, так и управленческого персонала.
В УБРиР уже два года работает проект «Академия ответственного управления», в котором мы развиваем руководителей не только на уровне навыков управления людьми, но и с точки зрения лидерства, умения развивать своих подчиненных. По большому счету, мы учим не директивному управлению, а ценностному.
— Как вы измеряете эффект от этой деятельности?— Мы уже два года находимся в проекте адаптации организационной структуры и за основу взяли технологию Requisite Organization («реквизитная», или «естественная организация» — прим. ред.), которая характеризуется определенными параметрами.
Во-первых, организация должна состоять из определенного количества уровней, соответствующих масштабам ее бизнеса и потенциалу развития. В рамках этого подхода к организации мы проанализировали все функции, все имеющиеся связи и перестроили структуру, взяв за основу вектор развития нашего банка «от клиента». Мы «уплощили» оргструктуру, тем самым сократив путь «голоса» клиента до центра принятия решения.
Во-вторых, важный элемент реквизитной организации — это нужные люди на нужных местах. Соответственно, речь идет об оценке руководителя, причем не только его профессиональных, но и управленческих навыков, способности вовлекать, проявлять лидерство, социальный интеллект.
В-третьих, в реквизитной организации важна способность руководителя решать сложные задачи на определенном временном периоде, и чем выше уровень должности, тем длительнее должен быть этот период. Сейчас технологии позволяют оценить эту способность.
— Расскажите чуть подробнее о методике такой оценки.— Она делается комплексно. Во-первых, есть определенные узкопрофессиональные и психологические тесты, которые оценивают мыслительный аппарат человека и его способность к решению сложных задач. Затем важно получить картину его отношений с коллегами, для которой мы активно используем инструмент оценки «360 градусов». При таком исследовании сотрудника оценивают партнеры — те, с кем он находится в межфункциональном взаимодействии, его подчиненные и его руководитель.
Плюс к этому у нас есть система внутренних опросов: мы оцениваем вовлеченность и удовлетворенность подразделения, которым управляет руководитель, а также индекс NPS (Net Promoter Score) — насколько подчиненные готовы рекомендовать работу под началом этого руководителя.
— Банки считаются наиболее регулируемыми и контролируемыми организациями. Но острая конкуренция, причем не только с банками, но и с компаниями финтеха, вероятно, требует людей самостоятельных, умеющих принимать быстрые решения, работающих на результат и не боящихся ошибиться. Как вам удается набирать таких людей?— Чтобы уходить от имиджа зарегламентированной организации, нужно менять внутреннюю среду. И в этом направлении мы достаточно активно работаем. Поэтому в последние годы важным качеством для УБРиР становится способность договариваться и находить интегральные решения. Банки раньше существовали в структуре узкой специализации по внутренним направлениям, а сейчас пришло время межфункциональных команд. В их работе большую роль играют технологии, например, SCRUM и Agile, которые мы активно внедряем, и наш Центр развития компетенций имеет по ним наработанные курсы.
Чтобы создать атмосферу творчества, атмосферу поиска неординарных решений, надо, во-первых, сказать людям: «Да, так можно!». Когда банк начал внутри поощрять такое поведение, это получило отклик, и большое количество работ стало проводиться в рамках таких межфункциональных команд. А во-вторых, со стороны HR это поддерживается с помощью технологии фасилитации — умения договариваться при учете интересов всех сторон. Мы даже открыли внутреннюю школу фасилитатора, и около 40 руководителей уже прошли в ней обучение.
Творческий подход дал свои плоды: на основе этой работы, например, в текущем году появились такие продукты, как кредитная карта «120 дней без процентов» и «Дистанционный кредит». Вскоре выйдет новый мобильный банк для физлиц, который является прямым следствием творческого подхода и работы кросс-функциональных команд.
— Сотрудники банка постепенно переезжают в новое офисное пространство в бизнес-центре Summit в Екатеринбурге. Здесь уже размещено несколько подразделений. Каким-то образом можно измерить его влияние на сотрудников?— На уровне опросов мы, конечно, фиксируем рост удовлетворенности. Созданы хорошие зоны для отдыха, зоны свободного общения по телефону, небольшие кафетерии, переговорные комнаты. Рабочие места в оупенспейсе организованы по-другому — не просто с точки зрения соблюдения норм, но и с точки зрения максимального комфорта. Например, интеллектуальное кондиционирование помещений, которое анализирует количество кислорода в офисе, температуру, влажность и само корректирует до установленных значений, причем направляет потоки воздуха адресно в разные сегменты помещения.
Но гораздо важнее, что на уровне архитектуры и дизайна мы транслируем наши ценности. Второй этаж в здании — офис для кандидатов — мощный инструмент для привлечения интереса к работе в УБРиР. Кроме того, сейчас это еще и центр работы со студентами. Мы начали там проводить внешние мероприятия, митапы, различные конференции: с момента открытия наш офис посетили около полутора тысяч гостей, которые имели возможность познакомиться с брендом.
— Как сейчас в целом УБРиР проявляет себя в сфере HR?— Мы ориентируемся на то, что, развивая в целом HR-рынок, мы готовим себе же будущих кандидатов. Нам выгодно, если кандидата еще до прихода к нам развивают по современным методикам. Поэтому мы стараемся приносить новые технологии HR в регион, в частности, провели две специализированные конференции. Это для нас не только обмен компетенциями — это создание имиджа банка как работодателя, открытого и готового к новому.
Мы не уменьшаем инвестиции в развитие персонала, так как человеческий капитал будет сейчас главным конкурентным преимуществом. Технологии, продукты легко копировать, а сервис — нет. Клиент выбирает не по параметру продукта и цены, а по параметру сервиса, то есть качества и скорости обслуживания. И это наша стратегия — переход к довольному клиенту, переход к модели «не продавать, а обслуживать».
— Сколько сейчас сотрудников в банке, и какова динамика изменения по количеству?— В 2018 году мы остались на том же уровне, около 5,5 тыс. человек. Если географическая экспансия не запланирована, и мы идем по пути повышения производительности труда, то высвобождение людей вследствие какой-либо автоматизации приводит к заполнению мест на новых направлениях. Автоматизация процессов и рост дистанционного обслуживания позволяют нам обслуживать клиентов, не увеличивая численность персонала.
— Какое у современных кандидатов соотношение материальных и нематериальных факторов при выборе работы?— Материальный фактор, по опросам кандидатов как внутри, так и снаружи, сейчас имеет не больше 20% веса при принятии решений о смене работы. 80% составляют ценности компании, возможность реализовать свои профессиональные компетенции, возможность развиваться, вести интересные амбициозные проекты.
Наша математическая модель по текучести показала, что только 36% сотрудников УБРиР чувствительны к изменению зарплаты. И это важный тренд, тем более, если говорить про поколение Z, для которых материальный фактор имеет еще меньший вес. Они хотят получать удовольствие от работы. И у них еще более ярко выражено противопоставление личного и рабочего, они не любят «носить работу домой». Но, если компания предоставляет условия для комфортной творческой деятельности, они погружаются в нее с головой.
— Но оплата труда должна соответствовать?— Да, заработная плата, соответствующая рынку труда, — это важный фактор привлечения и удержания сотрудников. Наша цель — рыночный совокупный доход как для сотрудников, так и для руководителей. При этом для некоторых экспертных позиций, значимых для развития банка, может быть предложена заработная плата выше средней по рынку, что соответствует требованиям высококонкурентной среды.
Фотография предоставлена пресс-службой ПАО КБ «УБРиР»