Долгое время НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) считалась флагманом развития российской промышленности. Ключевые проекты корпорации — трамвай R1 и танк «Армата» — широко освещались в прессе, не давая жителям России забыть про холдинг с головным предприятием в Нижнем Тагиле. Создавалась иллюзия, что предприятие развивается семимильными шагами, разрабатывает и производит одну инновационную продукцию за другой. Однако реальность оказалась куда более жестокой. Из-за высокой долговой нагрузки и больших убытков УВЗ переживает радикальную смену вектора своего развития. На предприятие пришла новая команда топ-менеджеров, которая начала пересматривать стратегию корпорации. Кроме того, новый собственник стал публично говорить о серьезных финансово-экономических проблемах УВЗ.
Напомним, что 27 декабря 2016 года 100% акций НПК «Уралвагонзавод», которые ранее находились в федеральной собственности, передали в качестве имущественного взноса государства в состав госкорпорации «Ростех». 9 марта 2017 года новый владелец принял решение заменить команду топ-менеджеров корпорации. Новым генеральным директором УВЗ был назначен Александр Потапов.
На ПМЭФ-2017 глава «Ростеха» Сергей Чемезов сделал громкое заявление касательно НПК «Уралвагонзавод».
«Что касается «Уралвагонзавода», то сначала нужно со всем разобраться, привести его в порядок, а потом уже говорить о каких-то инвесторах. Пока я не вижу такого инвестора, кто мог бы зайти на такое предприятие. Инвестор должен понимать, что он на этом может что-то заработать. «Уралвагонзавод» — это монопродукция же. На танки сегодня заказ есть, а завтра нет. А выживать только за счет экспорта очень тяжело. На вагонах, конечно, можно зарабатывать, но рынок ограничен. Поэтому для инвесторов такой актив не очень интересен», — сказал Сергей Чемезов.
Из этого заявления можно сделать два главных вывода. Первый — «Ростех» рассматривает возможность продажи «Уралвагонзавода». Речь может идти как о полной, так и о частичной приватизации предприятия. В мае 2017 года появилась информация о том, что 75% акций корпорации могут продать концерну «Калашников», а 25% — оставить «Ростеху». Однако впоследствии она была опровергнута.
Второй вывод — инвестиционная привлекательность «Уралвагонзавода» остается достаточно низкой. По всей видимости, никто не хочет вкладываться в предприятие с большими долгами и многомиллиардными убытками. Любые инвестиции в корпорацию кажутся сомнительными.
Независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов связывает низкую инвестиционную привлекательность УВЗ с неэффективной структурой корпорации.
«В последнее время НПК «Уралвагонзавод» получила контроль над целой кучей непрофильных предприятий. В частности, над Челябинским тракторным заводом. Многие из таких компаний являются «балластом». Из-за этого вся корпорация в целом может быть инвестиционно непривлекательной. Её, по-хорошему, нужно «разгребать». Вспомните известный фильм «Красотка». Там главный герой брал большие компании, дробил их на части и распродавал. Наверное, с НПК «Уралвагнозавод» лучше сделать то же самое. Танковое предприятие должно производить танки, вагонное — вагоны, тракторное — тракторы», — заявил Григорий Вахитов.
Если отдельно рассматривать головное предприятие корпорации, то оно имеет серьезные проблемы со сбытом вагонов. Ключевые заказчики практически не закупают эту продукцию. Им гораздо проще отремонтировать старые вагоны. В этой ситуации заводу приходится рассчитывать только на госзаказы танков, считает Вахитов.
Независимый финансовый эксперт Дмитрий Земеров полагает, что НПК «Уралвагонзавод» нуждается в модернизации техоборудования.
«Там, скорее всего, необходимо провести техническое перевооружение. В связи с этим требуется привлечь инвесторов. Видимо, государство пытается избавиться от издержек на поддержание жизнедеятельности данного предприятия. Следует отметить, что частичная или полная приватизация предприятий военно-промышленного комплекса — это распространенная практика во многих западных странах. К примеру, в Северной Америке, Великобритании практически все оборонные холдинги были в свое время приватизированы», — рассказал Дмитрий Земеров.
Очевидно, что «Ростех» ищет покупателя для «Уралвагонзавода» не от лучшей жизни. Если бы корпорация не приносила огромные убытки и не имела проблему задолженности, то ее, скорее всего, никто бы не выставил на продажу. Как отмечают эксперты, в своем нынешнем виде предприятие вряд ли заинтересует инвесторов. Для этого необходимо как минимум продать несколько непрофильных активов или заметно сократить кредиторскую задолженность. В настоящее время затраты на содержание корпорации кажутся неоправданно высокими.