Сервис «Яндекс.Недвижимость» сменил формат работы в Екатеринбурге. Вместо агрегирования данных с сайтов-партнеров теперь компания создает собственную базу продажи и аренды жилья в городе и регионе. По их словам, сейчас отрасль в Екатеринбурге сбалансирована, и большой вопрос, насколько целесообразно появление в ней еще одного участника.
Компания «Яндекс» запустила сервис «Недвижимость» в Екатеринбурге в декабре 2010 года. Первоначальный формат предполагал сбор данных с сайтов партнеров, то есть сам сервис, по сути, представал в роли агрегатора. Такой формат не давал четкого представления об участии компании в конверсии, а потому затруднял монетизацию сервиса. В связи с этим «Яндекс.Недвижимость» объявил о выходе на собственную базу данных. То есть теперь сервис будет напрямую размещать объявления собственников недвижимости вместо того, чтобы отправлять пользователей на сайты партнеров.
В «Яндексе» признают, что эта сфера в Екатеринбурге остается высококонкурентной и насыщенной. В качестве основных соперников в компании называют Уральскую палату недвижимости, порталы N1.ru (е1) и 66.ru.
«В нашей стране я знаю всего лишь четыре города, где у Avito нет монополии в этом сегменте — это Москва, Питер, Екатеринбург и Новосибирск. Вот и все. В другой регион приезжаю, например, в Ростов — там монопольная история. Сложившееся в Екатеринбурге профессиональное сообщество уникально. У вас сегодня есть несколько сильных игроков, которые для рынка правда важны. Это, понятное дело, е1, УПН, 66.ru. Возможно, есть еще кто-то, кого я не знаю, но их троих игроков вполне хватает. Нам, в принципе, интересно, можем ли мы тоже занять какую-то долю на этом рынке», — рассказывает руководитель по развитию бизнеса «Яндекс.Недвижимости» Сергей Роменский.
Тем не менее в компании рассчитывают выйти на 2-3 место по охвату рынка к концу зимы — началу весны следующего года. При этом в «Яндексе» пока не определились с моделью работы на рынке вторичной недвижимости. Сейчас в компании рассматривают три варианта, решение зависит от переговоров с партнерами, которые в скором времени станут конкурентами интернет-гиганту. При этом закрытость баз у некоторых участников рынка может стать преимуществом «Яндекса», который охватывает большую аудиторию.
В частности, это касается Уральской палаты недвижимости. По словам исполнительного директора УПН Рустема Галеева, палата продолжает сотрудничать с «Яндексом» в рамках предыдущих соглашений, однако однозначного решения по дальнейшему партнерству нет.
«У нас пока однозначного мнения нет, стоит ли передавать им всю базу для размещения на их площадке, насколько это будет полезно для рынка недвижимости. У нас, в общем-то, есть такие ресурсы, они давно работают и достаточно популярны. В частности, тот же е1. Так что создавать какого-то монополиста, тем более участвовать в этом со стороны профессионального сообщества, наверное, не совсем целесообразно. Если на рынке появляется монополист, который диктует расценки на размещение информации, это может привести к удорожанию риэлторских услуг», — сообщил УрБК Р. Галеев.
Он отметил, что уже встречался с представителем «Яндекс.Недвижимости» после перезапуска сервиса. В ходе встречи участники обозначили свои позиции по дальнейшему сотрудничеству и «разошлись на подумать».
Еще одним существенным изменением в «Яндекс.Недвижимости» стало появление отдельного раздела для поиска жилья в новостройках. Сейчас он включает 13,5 тыс. квартир в 236 жилищных комплексах по всей Свердловской области.
Для каждого жилищного комплекса представлена отдельная страница, на которой можно узнать, когда он будет сдан в эксплуатацию и сколько стоят квартиры, посмотреть планировку жилья, прочитать о типе зданий, этажности, наличии парковки и других параметрах (всего их 67). Информация о продаже квартир публикуется на сервисе бесплатно.
Монетизировать сервис в «Яндекс.Недвижимости» намерены за счет продажи застройщикам и агентствам недвижимости «подменного» номера телефона. При этом в карточке новостройки будут опубликованы телефоны всех продавцов квартир в ЖК. Однако подменный номер выделен яркой желтой кнопкой на сером фоне и провоцирует посетителя страницы нажать на него.
По умолчанию на подменном номере будет стоять телефон отдела продаж застройщика, но агентства недвижимости или даже граждане, желающие перепродать купленную квартиру, могут назначить свою цену за то, чтобы встать вместо застройщика.
«Мы строим продукт не вокруг продажи тизера, баннера, а вокруг конверсии. На карточке есть наш подменный телефон, это телефон того, кто продает в этом доме квартиру, и предложил нам за него наивысшую цену — в этом смысл аукциона. Соответственно, если есть несколько желающих продать квартиру в доме, показывается телефон того, у кого ставка выше. Если ставка одинаковая, они показываются по очереди», — пояснил С. Роменский.
По его словам, такое предложение породит здоровую конкуренцию между отделами продаж застройщика и агентствами недвижимости, которые реализуют жилье на его объектах.
Впрочем, у участников рынка нововведение «Яндекса» особого энтузиазма не вызывает. По словам генерального директора АН «Диал» Александра Дмитриева, в Екатеринбурге достаточно уже известных и привычных пользователям площадок для размещения объявлений, поэтому компании потребуется как-то заинтересовать агентства недвижимости для сотрудничества.
«В моей картине мира те люди, которые интересуются недвижимостью, однозначно заходят на e1 и сайт УПН и еще на два-три портала. Появление «Яндекса» ничего не изменит: среднестатистический покупатель уже будет проинформирован, что этот объект продается. Мне кажется, на сегодняшний день информация, что тот или иной объект продается, особенно в новостройках, вообще ничего не стоит. Наш потребитель хочет знать, где безопасно, а куда им не порекомендуют идти. Для него важно разобраться, где есть риски, а где их нет. Для этого к нам и приходят, а не узнать, где что продается», — считает эксперт.
Сложно спрогнозировать, насколько успешно будет вхождение «Яндекса» на рынок недвижимости в качестве самостоятельного игрока. Отрасль стагнирует с начала кризиса, поэтому эффективность появления еще одной «витрины» с объявлениями крайне сомнительна. В то же время в Екатеринбурге до сих пор остается крайне низкой чистота информации в сегменте аренды недвижимости. Если в сфере вторичного жилья в среднем 70-80% объявлений соответствуют действительности, то в случае с арендой показатель редко где достигает 50%. И как найти решение этой проблемы, пока не знает даже «Яндекс».