С началом осеннего сезона операторы связи начали новые рекламные кампании по продвижению своих товаров и услуг. Агрессивная раскрутка обусловлена еще и продолжающимся экономическим кризисом в стране, что повлекло падение доходов населения, поэтому некоторые маркетинговые ходы порой делаются на грани фола. Одним из таких можно считать рекламу брендированных смартфонов оператора «Мотив», которая, по всей видимости, рассчитана в основном на маргинальные слои населения.
«Мотив», в связи с тем, что он является региональным оператором связи и не может в полной мере конкурировать с представителями «большой тройки» («МегаФон», «Билайн» и МТС), всегда отличала яркая и агрессивная реклама. Однако ситуация на уральском рынке связи обострилась с приходом Tele2, который начал активное продвижение своих товаров и услуг путем демпинга.
По всей видимости, именно это и подтолкнуло уральского оператора связи перейти к еще более эпатажному продвижению товаров и услуг. В частности, недавно на билбордах и в метро Екатеринбурга появилась реклама брендированных 4G-смартфонов «Мотива» — «Не проспи предложение!».
В экономически нестабильные времена компании нередко прибегают к отчаянным мерам, чтобы привлечь клиентов. Кроме того, различные маркетинговые исследования уже неоднократно доказали, что из-за информационной пресыщенности потребители перестали воспринимать наружную рекламу, поэтому желание «Мотива» разместить «наружку», которая вызовет обсуждение, резонанс, кажется вполне логичным. Если бы не одно «но»: в слогане «Не проспи предложение!», стилизованном под рукописный шрифт, в слове «проспи» вторая «п» отличается по написанию от первой, явно выходит за пределы строки и читается как «р». В итоге получается непечатное слово, которое, по идее, употребляется только в разговорной речи, да и то среди маргинальных слоев населения.
В самом «Мотиве» утверждают, что не закладывали в рекламу никакого двойного смысла, а кампания рассчитана на самую широкую целевую аудиторию.
«Каждый видит то, что хочет видеть. В этом предложении есть и буква «п», и буква «р». И написание у них совершенно разное. Никакого двойного смысла здесь нет. Мы просто хотели акцентировать внимание наших абонентов на том, что такое предложение нельзя упускать. Мы продаем не элитную мебель, которая многим не по карману, да и не нужна, наверное. Мы продаем мобильную связь, интернет и недорогое оборудование, которые нужны всем, поэтому и реклама наша рассчитана на самую широкую аудиторию», — прокомментировали УрБК ситуацию в пресс-службе оператора.
Вместе с тем редакция УрБК обратилась к учителю начальных классов, которая сообщила, что по ее мнению вторая буква «п» на плакате «Мотива» издалека однозначно читается как «р», о чем говорит целый ряд квалифицирующих признаков.
Между тем эксперты отмечают, что уральский рынок мобильной связи в последние годы уже достиг максимального наполнения. Приток новых клиентов сейчас минимален. В таких условиях операторы вынуждены усиливать конкуренцию за уже имеющихся абонентов. Противостояние между операторами находится на высочайшем уровне. В этой ситуации позиции «Мотива», не имеющего доступа к ресурсам «большой тройки», оказались под вопросом с приходом Tele2, позиционирующего себя как дискаунтер. И это как раз та ниша, которую долгое время занимал местный оператор, поэтому неудивительно, что в таких условиях «Мотив» мог пойти на спорный рекламный шаг, чтобы привлечь к себе внимание клиентов. Вопрос о том, насколько подобная кампания, рассчитанная на достаточно маргинальные слои населения, будет эффективной, остается открытым.
Вне зависимости от того, насколько успешным окажется такой ход, ситуацией может заинтересоваться Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Пока ведомство своей оценки ситуации не дает, но известно, что в подобных случаях УФАС часто ставит на место чрезмерно креативных рекламистов. Так, в июне этого года свердловские антимонопольщики признали похожую рекламу службы доставки Farfor ненадлежащей за использование слова «японуться».
Напомним, что в соответствии с федеральным законодательством в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. В то же время открытым остается и вопрос о том, заслуживает ли центр Екатеринбурга такой «специфической» рекламы и не «проспит» ли «Мотив» свою репутацию.