Крушение над территорией Египта российского самолета и гибель более 200 его пассажиров привели к ощутимому спаду продаж заграничных туров. По оценкам экспертов, сегодня в Екатеринбурге он достигает 30-35% в целом по рынку и до 45% по египетскому направлению. Однако туроператоры сходятся во мнении, что массового отказа от путевок нет и не предвидится.
Напомним, самолет A321 российской авиакомпании Metrojet («Когалымавиа») разбился 31 октября во время перелета из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер упал на севере Синайского полуострова. Погибли 224 человека, находившиеся на борту, из них 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Большинство из них были гражданами России.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев полагает, что несмотря на негативный информационный фон, отказы екатеринбуржцев от уже оплаченных туров будут носить единичный характер.
«Количество отказов будет незначительным: сейчас нет юридических оснований для этого. В таких случаях самому оператору предстоит решать, как поступить с клиентом, пожелавшим отказаться от путевки. Но для того, чтобы турист мог гарантированно получить стопроцентный возврат денежных средств, должны быть специальные рекомендации МИДа России либо Ростуризма, а их не поступало. Ситуация на египетских курортах, как и на любых других зарубежных курортах, сегодня не вызывает опасений», — пояснил он.
Сходной позиции придерживается и директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова. Она считает, что экономический фактор заставит граждан все тщательно взвесить, прежде чем сдавать путевку.
«Туристы понимают, что отказ от тура может быть чреват для них финансовыми потерями. В случае судебного разбирательства туристу сложно будет объяснить, почему он отказался лететь, и часть расходов в любом случае ляжет на него. По закону, ему придется оплатить фактически понесенные убытки — в основном это штрафы, выставленные отелем и авиаперевозчиком», — пояснила она.
Таким образом, по мнению экспертов, сегодня среди жителей Екатеринбурга больше боятся остаться без отдыха и потерять деньги, чем новой авиакатастрофы.
«Мы отправляем в неделю три рейса по 600 человек. На сегодняшний день лететь отказался только один турист, еще один по телефону спросил о такой возможности, узнал, что вопрос нужно обсуждать в офисе в индивидуальном порядке, и в итоге все-таки улетел», — рассказал директор представительства туроператора «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
В то же время эксперты отмечают, что сам факт крушения самолета, а также информационный поток, с ним связанный, негативно повлияли на интенсивность бронирования туров, предполагающих авиаперелеты.
«Снижение бронирования есть, и оно вполне ожидаемо. Это происходит при любом ЧП — не только в случае авиационных трагедий с человеческими жертвами, но и при экономических катаклизмах, а также терактах за пределами воздушного пространства. Все это порождает эмоциональную напряженность, а она моментально влияет на спрос», — отметил Михаил Мальцев.
Олег Хигер оценивает спад продаж турпродукта в целом по рынку в 30-35%, по Египту он составляет около 45% к понедельнику прошлой недели. Однако при этом эксперт отмечает, что сокращение объема бронирования объясняется не только авиакатастрофой.
«Конечно, снижение есть. Но нужно учесть, что сейчас идут школьные каникулы, да и работающие люди имеют дополнительный выходной. Поэтому на прошлой неделе уровень продаж был высоким, и с ним сравнивать не совсем корректно. Я думаю, спад бронирования объясняется не только катастрофой, но и тем, что на ближайшие дни туры уже распроданы, а дальше каникулы заканчиваются», — пояснил он.
Эксперты прогнозируют, что снижение объемов бронирования продлится две-три недели, а затем, если в ходе расследования причин падения самолета не будет выявлено каких-либо дополнительных факторов риска, спрос на зарубежные туры начнет восстанавливаться.
«Сейчас недели две будет наблюдаться снижение, однако после начнется медленное и плавное восстановление рынка. Нужно учесть, что Египет сегодня — практически безальтернативное «теплое» направление бюджетного отдыха. Таиланд и Вьетнам при невысокой стоимости наземного обслуживания дороже в пакете в силу своей удаленности. В Арабских Эмиратах при сопоставимом с Египтом расстоянии перелета значительно дороже наземное обслуживание. Ни одно направление в зимний период не может предложить такие же условия, как в Египте, поэтому спрос на него сохранится несмотря ни на что», — считает Михаил Мальцев.
Что касается возможных отдаленных последствий, эксперты не исключают, что египетский туристический рынок может предпринять шаги навстречу российским туристам для того, чтобы поддержать спрос. Однако, по мнению Мальцева, на сегодняшний день в этом нет необходимости.
Кроме того, Инна Аверьянова полагает, что екатеринбуржцы станут более тщательно выбирать перевозчика, что может привести к оттоку клиентов небольших бюджетных авиакомпаний к более крупным и проверенным игрокам.
«Люди продолжат летать, однако уже сейчас видно, что более придирчиво стали выбирать авиакомпанию. Дело в том, что Египет — бюджетное направление, и туристы, отдыхающие там, зачастую ограничены в средствах, поэтому раньше часто старались найти рейсы подешевле. Но сегодня они понимают, что экономить на перелете не стоит, тем более что выбор у жителей Екатеринбурга пока есть», — рассказала Инна Аверьянова.
Таким образом, по мнению участников рынка, последствия крушения российского самолета в Египте будут ощутимыми для туротрасли Екатеринбурга, но временными: к декабрю текущего года продажи туров восстановятся. Однако более детально ситуацию можно будет спрогнозировать только после того, как станут известны причины авиакатастрофы.