Статьи
17.09.2015

Михаил Мальцев: Туротрасль ждет поправок в закон и стабилизации экономики

Михаил Мальцев: Туротрасль ждет поправок в закон и стабилизации экономикиНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о ситуации на туристическом рынке Свердловской области ответил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

— Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как туротрасль Свердловской области в сложной экономической ситуации пережила пиковый летний сезон?

— Зимой 2015 года у нас были существенные опасения, что если не удастся остановить банкротства крупных туроператоров и не нормализуется ситуация с ростом валют, это может погубить туротрасль в том виде, в котором она существовала последние 20 лет, и загрантуризм как таковой.

Но уже весной стало понятно, что наши худшие опасения не оправдаются. Волна банкротств была остановлена, в том числе усилиями Федерального агентства по туризму. Туроператоры пересмотрели свою стратегию развития бизнеса. В Екатеринбурге и Свердловской области и весной, и летом наблюдались очень грамотно рассчитанные объемы, хорошая заполняемость рейсов по вполне нормальным ценам, отсутствие демпинга практически по всем направлениям. Периодически на отдельные даты были спецпредложения, но они не приводили к ценовому обвалу.

Поэтому, несмотря на панические настроения некоторых участников рынка, в отрасли произошла стабилизация, и операторы если не улучшили, то, по крайней мере, не ухудшили свое материальное положение.

— Но по сравнению с прошлым годом сокращение рынка все же было достаточно глобальным. Как оно сказалось на деятельности туристических компаний?

— Да, падение было существенным: если мы возьмем весенне-летний сезон и вылеты из Кольцово, более чем на 60% в минус ушла Испания, еще большее снижение турпотока показала Италия, падение объемов было практически у всех. Целый ряд направлений был вообще сокращен. Исключение здесь составила Турция, удержавшаяся примерно в тех же объемах, и Израиль, «просевший» всего на 2%. А вот Египет потерял около 18%.

Но участники рынка смогли к этой ситуации подстроиться и удержать свой бизнес. Хотя кадровые сокращения произошли в очень многих организациях.

Если говорить о рынке Урала в целом, минимум половина сотрудников туроператорских и турагентских компаний была уволена. У остальных в среднем вдвое снизился рублевый доход и в еще большей степени — доход в пересчете на валюту. Обычно в таких организациях зарплата складывается из оклада и процента от продаж, который нынче зачастую просто отсутствовал или был минимальным.

Таким образом, отрасль пережила очень существенные сокращения, и ущерб этот больше, чем можно отразить в статистике.

— В условиях столь значительного снижения объемов выездного туризма как провели лето жители региона, которые не поехали за границу?

— Совершенно неверно было бы считать, что чем меньше людей едет отдыхать за рубеж, тем больше автоматически становится их на российских курортах. Определенное влияние, безусловно, есть. Но, думаю, по итогам года выяснится, что большая часть наших граждан вообще никуда не поехала и не поедет. Даже в соседнюю область или по «Самоцветному Кольцу Урала» — просто останется дома или проведет время в огороде на даче.

В предыдущие годы доля трудоспособного населения, в свой отпуск путешествовавшая куда-либо, достигала примерно 65%. Сейчас же она составляет меньше половины, что весьма тревожно. Но зависит это не от нас, а является иллюстрацией общей экономической ситуации, снижения платежеспособности населения.

— И все-таки, как изменился турпоток по России в прошедшем весенне-летнем сезоне?

— Заблуждением является мнение, что только потому, что стало дорого ехать за рубеж, люди отправились в Крым и Краснодарский край. Патриотические соображения тоже играют не столь значительную роль.

Важным обстоятельством здесь является то, что в последние два года турсообществом при содействии Ростуризма были созданы пакетные туры и внедрены технологии — финансовые, информационные, маркетинговые — которые ранее успешно применялись за рубежом. Нынче впервые пакетные туры массово были внедрены на российских внутренних направлениях. Они и позволили увеличить турпоток.

Также удалось произвести сертификацию, стандартизацию средств размещения — не только в Сочи, где это было сделано в связи с проведением Олимпиады, но и на других южных направлениях. При этом были выявлены очень существенные проблемы, касающиеся транспортной инфраструктуры, качества средств размещения, а также уровня сервиса — что в особенности касается Крыма.

До некоторой степени активизировались и программы межрегионального обмена: это Казань, Тобольск. Восстанавливаются потоки, имевшие место в советское время: например, в Пермский край — в Кунгурскую ледяную пещеру.

— Как на этом фоне выглядит Свердловская область? Каковы ее шансы привлечь туристов из других регионов?

— Сейчас хороший шанс для развития въездного туризма получили регионы, где налажено взаимодействие между федеральными, областными, муниципальными властями и туристическим сообществом. В этом смысле Свердловская область проигрывает соседям, в частности Челябинской области. Там интерес к туризму возник достаточно недавно, в начале 2015 года, но по набираемым объемам регион имеет высокие шансы обойти нас и привлечь инвесторов, в том числе свердловских.

У нас же ситуация не столь благоприятна. Единственный проект с советского периода, поддержанный Ростуризмом и вошедший в федеральную целевую программу, — это «Самоцветное Кольцо Урала». В этом году летом он стартовал, причем автобусы ходят независимо от загрузки, в одно и то же время, по очень интересным маршрутам. Создана специальная организация, которая отслеживает качество предлагаемой продукции.

Но даже по этому проекту есть проблемы, связанные с взаимодействием различных уровней власти, наблюдается определенное отставание от графика. В итоге федеральные инвестиции, запланированные на данный проект в объеме 1 млрд 280 млн руб., не получены и получены не будут. Возможные транши уйдут, скорее всего, на инфраструктуру Нижнего Тагила. Есть и другие проблемы. Выйти на запланированные мощности реально будет в лучшем случае к 2018 году.

— Какие направления развития туризма в Свердловской области можно сегодня назвать перспективными?

— Думаю, для Свердловской области основные точки роста заключаются не в романовской тематике и не в минералогической.

Главное направление туристского интереса, и в том числе со стороны иностранцев, мы связываем с темой индустриального, а также военно-патриотического туризма. То есть это оружие, танки, и в этой связи в кратчайшие сроки при содействии Ростуризма мы создаем совместно с администрацией Нижнего Тагила, корпорацией «Уралвагонзавод» и НТМК пакетные туры, что позволит также осуществлять массовые отправки туристов. Однако сегодня есть еще ряд проблем, связанных с получением допуска на объекты — речь идет о цехах, полигонах и так далее.

— Как вы сегодня оцениваете в целом перспективы развития свердловской туристической отрасли?

— Сегодня мы ждем принятия в конце сентября или октябре важных корректировок в ФЗ №132 «Об основах туристической деятельности в РФ». По сути это будет новый закон о туризме. Мы очень надеемся, что в нем будет определена финансовая персональная ответственность для туроператоров, а также создан единый реестр турагентств, о необходимости которого говорилось уже не один год. Сейчас мы вместе с коллегами из Ростуризма, Российского союза туриндустрии, ассоциации «Турпомощь» активно прорабатываем правила вхождения в этот реестр, критерии оценки профессиональной деятельности, возможности ее запрета и прочие нюансы.

На практике принятие этих поправок должно повысить доверие к турагентствам и туроператорам, в отрасли в целом будет больше порядка.

Что касается турпотоков, участники рынка сейчас ведут переговоры о сотрудничестве с представителями нескольких зарубежных авиакомпаний, в частности Малайзии и Израиля. Однако география полетов свердловских туристов зависит сегодня не от профессионального туррынка, а от общей экономической ситуации.

В этой связи следует отметить, что хотя турпоток и география полетов сейчас примерно соответствуют уровню десяти-пятнадцатилетней давности, было бы не совсем верно говорить, что отрасль откатилась к началу 2000-х годов. Уже очень многие люди побывали за границей: они понимают, что такое отдых, что такое сервис. И специалисты, имеющие десятилетний и более опыт создания качественных турпродуктов, также никуда не исчезли. Поэтому как только произойдет улучшение, стабилизация экономики, мы за полгода восстановим прежние объемы деятельности и привлечем людей, которые сейчас сидят без работы. На это и стоит рассчитывать.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
04.12.2014 Воспользоваться моментом: внутренний туризм может упустить шанс на развитие

Кризисная ситуация в туристической отрасли Свердловской области, наиболее ярко проявившая себя прошедшим летом на фоне ...

03.12.2014 Не до отдыха: кризис зарубежного туризма не приводит к росту турпотока внутри России

Кризисная ситуация в туристической отрасли Свердловской области привела к снижению турпотока не только по зарубежным ...

25.11.2014 Михаил Мальцев: Проблемы туристической отрасли приведут к ее оздоровлению

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о проблемах и перспективах туристического рынка Свердловской области ответил ...

24.11.2014 Михаил Мальцев: Проблемы туристической отрасли приведут к ее оздоровлению

На вопросы УрБК ответил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев ...

20.06.2014 Крым: турпоток растет — вопросы остались

Турпоток из России в Крым превзошел ожидания участников рынка ...