В Свердловской области произошел резкий скачок цен на бензин. Если в начале июня средняя стоимость топлива (АИ-92) составляла 30,8 руб. за литр, то сейчас она увеличилась до 33,26 руб. за литр (по информации консалтинговой компании «Петрол Плюс Регион»). Таким образом, рост за последние два месяца составил около 8%. По оценкам экспертов, текущая динамика цен обусловлена фактором сезонности, налоговым маневром государства, а также сильной монополизацией рынка. В перспективе стоимость топлива на Среднем Урале может вырасти до 35-36 руб. за литр.
Примечательно, что рост цен на бензин совпал с резким падением котировок нефти. За последний год стоимость «черного золота» упала со 103 до 49 долл. США за баррель (Brent). По логике это должно было привести к удешевлению автомобильного топлива. Однако этого не произошло. По словам независимого финансового аналитика Константина Селянина, сейчас падающие цены на нефть фактически не оказывают никакого влияния на рынок.
«Нефтяные компании очень любят оправдывать удорожание топлива. Если стоимость «черного золота» растет, то они говорят, что не могут сдерживать рост цен на бензин. Если нефтяные котировки, напротив, падают, то эти предприятия заявляют, что должны компенсировать выпадающие нефтедоходы. Иными словами, по их мнению, цены на нефть должны всегда расти», — считает Константин Селянин.
По его словам, истинная причина удорожания бензина — высокая степень монополизации рынка.
«В России функционирует 8 вертикально интегрированных компаний. Они контролируют более 80% добычи нефти, переработки и розничной торговли нефтепродуктами. Занимаются этим либо напрямую, либо через джедерскую схему, когда независимые предприниматели работают под известной маркой, к примеру, «Лукойл». При высокой монополизации происходит рост стоимости и ухудшение качества обслуживания. Поэтому при сохранении текущих тенденций цены на бензин сначала дорастут до 35 руб. за литр, потом до 40 руб. за литр, затем до 50 руб. за литр», — полагает Константин Селянин.
Председатель свердловского комитета по защите прав автомобилистов в Екатеринбурге Максим Едрышов также считает, что стоимость автотоплива в ближайшее время будет только расти.
«Нас постепенно готовят к тому, что бензин в ближайшее время станет еще дороже. Назвать истинные причины постоянного роста цен достаточно сложно. Как правило, это не зависит от нефтяных котировок. Одной из основных причин является так называемый «налоговый маневр». Когда его вводили, государство заявило, что рост цен на топливо в 2015 году дополнительно составит около 4 руб. за литр, то есть стоимость вырастет более чем на 10%. Пока динамика более скромная. С начала 2015 года в Свердловской области они в среднем увеличились на 2 руб.», — заявил Максим Едрышов.
Представитель Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что главная причина роста цен на бензин — большая налоговая нагрузка.
«Причины этого явления очевидны. Стоимость автомобильного топлива не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. Бензин дорожает, так как практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%. Тем не менее, на мой взгляд, рост цен на бензин не выйдет за рамки официальной инфляции», — заявил Евгений Аркуша.
Аналитик Института энергетической стратегии Николай Исаин также уверен, что никаких предпосылок для падения стоимости топлива нет.
«В текущих условиях невысоких цен на нефть, налогового маневра, санкций и дефицита инвестиционных средств цены будут только расти. Более того, при сохранении текущих тенденций может возникнуть нехватка топлива на российском рынке. Поэтому сейчас необходимо построить новые мощности или увеличить глубину переработки на старых», — уверен Николай Исаин.
По словам экспертов, цены на бензин в Свердловской области продолжат расти из-за монополизации рынка, высокой налоговой нагрузки, а также инфляции. Возможно, до конца 2015 года они увеличатся до 35-36 руб. за литр. Кроме того, стоимость автомобильного топлива будет продолжать расти и в следующие годы, пока на рынке существуют игроки-монополисты и наблюдаются структурные проблемы ценообразования.