На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов. — Егор Анатольевич, за последнее время изменились ли функции комитета по экологии?— Пока нет. Мы курируем работу полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), ликвидацию несанкционированных свалок, вывоз мусора из частного сектора, отлов безнадзорных животных, мероприятия по ликвидации и вывозу ртутьсодержащих отходов. По последнему направлению в мае было обезврежено 82 тыс. отработанных ртутьсодержащих элементов. Также провели 119 инструментальных замеров, где-то планово, как в школьных лабораториях, где-то по вызовам. Кстати, по вызовам сейчас, так скажем, не сезон, основная масса работы приходится на зимний период, когда люди болеют простудными заболеваниями. Тогда идет вал звонков, и специалистам приходится выезжать на очистку помещений, где разбили градусники.
По поводу отлова собак. Мы в мае отловили 290 безнадзорных животных, в апреле было больше 300, а порой доходит и до 500 собак за месяц. Но в данном случае на уменьшении сказывается сезонный характер, так как собаки начинают мигрировать в коллективные сады. Кормовая база увеличивается с приходом лета, и поэтому они начинают мигрировать. В руки новым хозяевам из спецпитомника мы передали всего 25 собак.
— Почему так мало? Ведь любой пост в соцсетях про бездомных щенков набирает кучу «лайков» и «репостов». — Берут-то все равно плохо. Объясняется это просто: кормить надо, гулять надо. Тем более в основном в пункт кратковременного содержания попадают дворняжки. Породистых собак — единицы.
Для того чтобы эффективно регулировать численность бродячих собак, нам нужно отлавливать их не по три-четыре тысячи в год, а больше десяти. Потому что они же плодятся, так сказать, в промышленных масштабах.
Одной из проблем большого количества бродячих животных являются стройки, где их прикармливают. А потом строительство завершилось, рабочие уехали, а собаки остались. На промышленных базах точно такая же история. Не будем и забывать, что люди сами выбрасывают собак на улицы. Что уж говорить, если были неоднократные случаи, когда отловленную собаку люди брали себе из пункта кратковременного содержания, а через неделю ее опять ловили на улице.
Вообще жалоб с просьбой отловить собак очень много. Понятное дело, что мы гуманными методами это делаем, но для нас приоритетом все же является жизнь и здоровье горожан.
— Как-то эту ситуацию переломить можно?— У нас законодательство уже поменялось в этом вопросе. С 30 марта 2015 года полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных переданы в ведение субъектов РФ. Раньше они также были у региональных властей, но не было в формулировке слов «отлов» и «содержание». А муниципалитетам дано право за счет собственных средств заниматься этим вопросом. Но решение проблемы по регулированию численности безнадзорных животных упирается в конкретные деньги. В этом году нам предусмотрено финансирование на уровне 17 млн руб. Это все: отлов, содержание, эвтаназия, стерилизация, работа в пункте по кратковременному содержанию. В соответствии с установленным порядком расчета объема субвенций, исходя из норматива финансирования расходов на проведение мероприятий по регулированию численности на одного гражданина, прогнозная сумма средств, подлежащая предоставлению городу Екатеринбургу из областного бюджета, составляет порядка 50 млн руб. Насколько я знаю, на этот год в областном бюджете при поправках предусмотрели 13 млн руб., но закон принят пока в первом чтении.
— А как обстоят дела со сбором и утилизацией твердых бытовых отходов? — В среднем полигоны ТБО на территории города принимают по 40-50 тыс. т отходов в месяц. Часть из них сортируется, и в этом году мы хотим довести эту цифру до 150 тыс. т. Это мусор, который поступает из офисов и из жилого фонда. То есть получается, что из общего количества ТБО мы сортируем порядка 8-10%. Этого, конечно, недостаточно.
В этом направлении у нас тоже есть законодательные изменения, так как полномочия по обращению с отходами с 1 января 2016 года переходят в ведение Свердловской области. Сейчас идет разработка нормативной документации, согласно которой должна быть утверждена территориальная схема обращения с отходами. Кроме того, должен быть создан региональный оператор и утверждена инвестиционная программа. В эту схему и включат все муниципалитеты Свердловской области.
— Можно подробней про регионального оператора? — По идее, это должна быть организация, их может быть и несколько на область, которые будут координировать работу всех игроков в этом поле. Потому что есть управляющие компании, которые собирают ТБО, есть перевозчики, есть владельцы полигонов и так далее. Так вот. Региональный оператор должен будет иметь договоры со всеми так называемыми образователями отходов. И, видимо, плата ему будет идти напрямую, а он уже будет платить перевозчикам, полигонам и так далее. То есть, по сути, должна будет выстроена система и контроль, чтобы эти отходы попадали именно на полигон. А то зачастую те же перевозчики, особенно частные, собирают мусор, к примеру, после ремонта квартиры, берут за это деньги, а в итоге, чтобы не платить за складирование мусора на полигоне, вываливают его в лесу. Ну а деньги кладут полностью себе в карман.
Если вот эта система заработает, когда деньги региональный оператор будет платить только по факту, подтвержденному, что мусор попал именно на полигон ТБО, мы, таким образом, исключим экономическую составляющую правонарушений.
Кроме того, со следующего года вводится обязательный дуальный (раздельный) сбор бытовых отходов. То есть в обязательном порядке на мусорных площадках должны стоять оранжевые контейнеры для отходов, которые пойдут на переработку, и зеленые для пищевых, которые сразу отправляются на полигоны. Это позволит улучшить показатели по проценту переработки. Сейчас дуальный сбор проводится в добровольном порядке.
— То есть фактически все это должно, конечно, начинаться с кухни?— Да. Условно, у тебя дома стоит два ведра. В одно ты складываешь пищевые отходы, которые перегнивают потом на полигоне, не нанося ущерба окружающей среде. А в другой — упаковки от пельменей, от мороженого, стеклянная и пластиковая тара, одним словом, все то, что можно пустить во вторичное использование в добровольном порядке.
— Но в данном ведь случае проблема упирается в элементарную сознательность граждан. Ведь именно два ведра должны быть изначально на кухне. Мне кажется, немногие будут практиковать такое. — Согласен. В данном случае нужно управляющим компаниям проводить разъяснительную работу с населением. Возможно, разные тарифы сделать. К примеру, если мусор везется на полигон, то тариф выше. Если на переработку — ниже. Этим же можно мотивировать и жильцов при оплате коммунальных услуг. Но при этом нужно понимать морфологический состав мусора, который у каждой территории свой. Со следующего года, вероятнее всего, этим также будет заниматься региональный оператор.
Сейчас полигонов у нас два — Широкореченский и Северный. Последний находится на территории Верхней Пышмы, но тем не менее обслуживает Орджоникидзевский и Железнодорожный районы Екатеринбурга. Полигоны эти старые, были введены в 60-х годах прошлого века. Кстати, мы планируем с 1 августа прекратить прием неотсортированных отходов на Широкореченском полигоне, там стоит мусоросортировочный комплекс, после сортировки «хвосты» будут там и захораниваться. Остальной мусор пойдет на полигон «Северный».
Со следующего года, когда создадут в Свердловской области территориальную схему обращения с отходами, будет прописана стратегия развития на десятилетие вперед: где нужно будет создать муниципальные полигоны, где мусоросортировку и переработку. Сейчас мы на переработку отправляем мусор практически во все регионы РФ, так как собственного мусороперерабатывающего завода у нас нет.
— Вернемся к вопросу выброса мусора вне полигонов. Как обстоят дела с несанкционированными свалками? — Это серьезная головная боль для города. За прошлый год мы ликвидировали 875 несанкционированных свалок. Это более 50 тыс. т отходов. Это и свалки строительного мусора, и бытовые.
— А чем закончилась история, когда муниципалитету ставили в вину свалки на Шарташе?— Тут ситуация такова, что федеральное законодательство, к сожалению, имеет разночтения в разных документах. По Гражданскому кодексу бремя ответственности несет собственник. Если земля областная либо федеральная, либо муниципальная, то и платить за это должен соответствующий бюджет. Об этом же напрямую говорится и в Бюджетном кодексе.
К примеру, нам поступила информация, что где-нибудь в областном лесопарке обнаружена несанкционированная свалка. Мы выезжаем туда, проверяем, а потом начинается переписка с выяснением: чья это территория, кто за нее отвечает, лесничество это или ее в аренду кому-то сдали. После того как выясним, выдаем предписания об устранении. Вот такой механизм. При этом средства на устранение свалок в районных администрациях не самые большие — порядка 17 млн руб.
— Вообще муниципалитету не хватает средств для этого?— Не только средств, но и полномочий. У нас государственный экологический надзор передан на уровень Росприроднадзора. Развитием территориальной схемы размещения отходов занимается региональное министерство ЖКХ и энергетики. А если нет наших полномочий, то нам и средств не выделяют на эти цели.
— Но обычный горожанин не будет в этом разбираться, он же к вам пойдет.— Именно так. Мы, как бы это ни пафосно звучало, в этом отношении ближе к народу. И этой весной именно нам доставалось за смог в городе по весне. При этом очень любят сравнивать Екатеринбург с Тюменью. Но никто не вспоминает, что состав почвы у нашего соседа — в основном песок и кремень, а у нас торф, глина и земля. Кроме того, считаются главным злом газоны. В летний и весенний период автомобилисты, которые паркуются на газонах, начинают растаскивать грязь с них. Летом проще. Трава выросла и сдерживает это. Но при этом зимой на газонах лежит снег и, соответственно, почти полгода грязь не растаскивается. И тем не менее все придорожные сугробы черные. Потому что выбросы автомобильные никто не отменял. Это раз. Потом идет шипованная резина, которая выдирает асфальт. Но главное — у нас объем выброс в атмосферу от передвижных источников загрязнения составляет 188 тыс. т в год. Плюс еще 30 тыс. т от стационарных объектов. Собственно, по тоннажу это треть от всего мусора, который образуется в городе за год. И вот это все оседает на земле.
— Жутковато…— Да, это очень много. При этом лично я из общего объема в 188 тыс. т больше всего грешу на некачественное автомобильное топливо. По некоторым данным, на 50% автозаправок качество бензина не соответствует заданным параметрам. И заниматься этим надзорные органы начали сравнительно недавно после того, как на это обратил внимание глава государства. А у муниципалитетов таких полномочий нет. Кроме того, подавляющее большинство АЗС входит в федеральные сети, и все жалобы будут рассматриваться в Москве.
— После такой информации хочется просто спросить, как жить-то дальше будем? Противогазы закупать уже? — Экологическая ситуация в любом большом городе всегда достаточно напряженная. Скопление людей, машин, промышленных предприятий. Но в Екатеринбурге она не критичная. К примеру, по пыли ситуация контролируемая, так как муниципалитет обладает определенным количеством техники для уборки. Раньше в июне-июле в городе можно было целые пылевые бури наблюдать, а сейчас этого нет. По состоянию водных объектов ведется работа по модернизации очистных сооружений и ливневой канализации. Что до автомобилей, то администрация города делает ставку на развитие общественного транспорта и пешеходные зоны. Или оставляйте машины на платных парковках, или ездите на общественном транспорте.
По атмосфере у нас отрицательной динамики нет.