На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил начальник Кольцовской таможни Уральского таможенного управления Сергей Абросимов.— Сергей Викторович, что из себя сегодня представляет Кольцовская таможня? Какова ее сфера ответственности, какие цели и задачи ставятся перед ней?— Наша деятельность определяется условиями, в которых функционирует аэропорт Кольцово. Все товары и грузы, перевозимые авиационным транспортом, все, что прибывает в аэропорт и отправляется за рубеж, находится в зоне нашей ответственности.
Таможенные операции мы совершаем по двум направлениям. Первое — это оформление, товаров, которые перемещают физические лица. Второе — это осуществление контроля за перемещением и оформлением грузов, которые перевозятся авиационным транспортом, участниками внешнеэкономической деятельности.
В ноябре 2013 года в аэропорту Почтой России открыто место международного почтового обмена. В связи с этим в Кольцовской таможне создан новый отдел в составе 35 человек, который производит оформление почтовой корреспонденции. На сегодняшний день в екатеринбургском ММПО обрабатываются почтовые отправления, такие как: мелкие пакеты, посылки и EMS.
В общем, количество должностных лиц, работающих в Кольцовской таможне, сегодня составляет около 300 человек. Самые большие подразделения — это таможенные посты, пассажирский и грузовой. Также у нас есть подразделения, которые осуществляют экономическую, оперативную и правоохранительную деятельность. На сегодняшний день Кольцовская таможня — одна из пяти авиационных таможен, базирующихся в аэропортах России. Три в Москве, одна — в Санкт-Петербурге.
— Каковы основные показатели работы Кольцовской таможни?— Объем работы очень большой и постоянно увеличивается. В этом году уже оформлено около 2 млн пассажиров. При этом в последние годы мы наблюдаем увеличение пассажиропотока на 20% ежегодно. К сожалению, в этом году темп прироста на международных направлениях несколько снизился и составил порядка 5%.
Что касается грузов, которые перемещаются через аэропорт из-за рубежа, то основные показатели в этом году остались на уровне прошлого года, значительного роста не наблюдается. В 2013 году в бюджет нами было перечислено порядка 4 млрд руб. В этом году мы идем примерно в том же темпе.
Если обратиться к цифрам, то в I полугодии 2014 года внешнеторговый оборот в зоне деятельности Кольцовской таможни составил 311,2 млн долл. США. Импорт составил 78,9% от внешнеторгового оборота (245,4 млн долл. США), соответственно, на экспортные поставки пришлось 21,1% от всего товарооборота (65,8 млн долл. США). По сравнению с I полугодием 2013 года товарооборот увеличился на 25,5%, а грузооборот — на 0,4%. Количество оформленных деклараций на товары увеличилось на 7%, а количество участников внешнеэкономической деятельности — на 2%.
— Какие группы товаров ввозятся в нашу страну авиационным транспортом?— Как правило, это либо товары дорогостоящие, стоимость перевозки которых по сравнению с их стоимостью незначительная, либо скоропортящиеся. Основные группы декларируемых товаров — это товары народного потребления, цветочная продукция и сложное дорогостоящее оборудование. Именно от импорта этих товаров перечисляются основные платежи в бюджет Российской Федерации.
— В каких сегментах наблюдается больше всего нарушений?— Организованные перевозчики, работающие с большими объемами грузов, нарушения допускают относительно редко. Большая часть правонарушений совершается физическими лицами. Самые частые из них — перевозка товаров на продажу под видом вещей для личного пользования, а также ввоз продуктов питания без разрешительных документов, установленных законодательством Таможенного союза.
Что касается контрафактной продукции, каждый год мы стабильно возбуждаем 3-4 административных дела. За 2014 год суд уже рассмотрел 6 дел, 4 из которых перешли с 2013 года. Обстоятельства всех таких дел являются сходными, а именно: лица переместили через таможенную границу Таможенного союза товары для коммерческой деятельности, на которых имелись изображения товарного знака. Товарные знаки включены в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России. Правообладатели и представители правообладателей с указанными лицами соглашений об использовании данных товарных знаков не заключали. Все судебные решения по указанным делам вынесены в пользу таможни. Постановления по делам об административных правонарушениях указанной категории не обжаловались, акты прокурорского реагирования не выносились.
Важно отметить, что все дела по контрафакту возбуждались в отношении физических лиц. Последний раз в отношении юридического лица административное дело возбуждалось в 2009 году. Учитывая активизацию работы Кольцовской таможни по борьбе с контрафактной продукцией, а также систематическое размещение в различных СМИ информации таможенных органов о проведенных мероприятиях по линии защиты прав интеллектуальной собственности, участники ВЭД становятся осмотрительнее в выборе закупаемых товаров и стараются соблюдать законодательство РФ об интеллектуальной собственности, а участники ВЭД, ранее привлеченные к ответственности, уже не допускают новых нарушений в данной сфере.
В качестве примера можно рассказать об одной из самых крупных таких поставок: гражданин КНР пытался ввезти более 20 тыс. термонаклеек марки «Адидас», которые могли быть использованы при производстве контрафактной одежды. Также была задержана крупная партия — более 4,5 тыс. штук наклеек для бытовой и компьютерной техники с логотипом компании «Самсунг».
— Как таможенными органами выявляются партии, предназначенные на продажу, и как вы отличаете их от вещей для личного использования? Откуда в основном везут такие партии и контрафактную продукцию?— Как правило, отличия легко обнаружить визуально, с помощью средств технического контроля. Оборудование, которым оснащены наши посты, позволяет даже в «зеленом коридоре» отследить пассажиров с большим багажом и проконтролировать его с помощью рентгеновского сканирования.
Например, если мы видим, что в чемодане лежит 50 спортивных костюмов в фабричной упаковке, то у нас появляются вполне обоснованные сомнения в том, что гражданин везет их для личного пользования. Тем более если они лежат стопкой и хорошо спрессованы.
Если говорить о направлениях такой контрабанды, то это в основном Китай и страны Средней Азии, из которых также везут китайскую продукцию. Понятно, что турист, который ездил посмотреть Европу, конечно же, привозит с собой какие-то товары. Но на этом направлении ввоза массовых товарных партий не встречается.
— Какие нарушения являются самыми массовыми?— Большинство правонарушений, выявленных нашей таможней, связаны с невнимательностью граждан, незнанием ими законов и правил таможенного регулирования. Так, одно из самых частых административных правонарушений на нашей таможне — ввоз или вывоз незадекларированных сумм свыше 10 тыс. долл. США на человека в эквиваленте по курсу ЦБ на день пересечения границы.
По большей части это незначительные нарушения. Конечно, бывают и уникальные случаи. Так, осенью 2013 года мужчина из Киргизии ввез порядка 3 млн долл. США наличными и пытался пересечь таможенную границу. В этом году состоялся суд, и все средства были перечислены в бюджет РФ.
При этом хочу особо отметить, что никаких ограничений на ввоз и вывоз наличной валюты нет. Можно ввезти любую сумму, нужно только задекларировать ее. Процесс занимает несколько минут и экономит вам массу времени, нервов и сил.
Кроме того, следует отметить, что в обязательном порядке декларированию полежат дорогостоящие товары. В целом пассажир, въезжающий в страну авиационным транспортом, имеет право ввезти на территорию РФ беспошлинно товар стоимостью не более 10 тыс. евро. Отмечу, что другими видами транспорта можно ввезти товаров беспошлинно только на 1 500 евро. С суммы, превышающей 10 тыс. евро, необходимо заплатить ввозную пошлину в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за кг веса. Сделать это можно прямо в аэропорту.
— Как организована разъяснительная работа с гражданами?— Мы делаем все возможное, чтобы донести эту информацию до пассажиров. На сайте Федеральной таможенной службы есть вся необходимая информация, в том числе список запрещенных к перемещению через таможенную границу товаров. Аэропорт оборудован интерактивными экранами со справочной информацией. Перед входом в зону таможенного контроля стоят информационные щиты. Там же расположены телефоны правового отделения, в котором всегда готовы проконсультировать граждан по всем интересующим их вопросам. Более того, перед зоной таможенного контроля у нас находится таможенный инспектор, который готов ответить на вопросы всех желающих до того, как они пересекут линию, за которой начинается зона таможенного контроля.
Все случаи административных правонарушений связаны в основном с тем, что пассажиры, имея возможность задать вопросы специалистам и задекларировать деньги или товары, не сделали этого.