Счетная палата РФ недовольна качеством бюджетного планирования
УрБК, Москва, 09.06.2014. Глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова 9 июня на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам представит замечания по поводу проекта поправок в федеральный бюджет на 2014-2016 годы, сообщает РБК.
В соответствии с правительственными поправками планируется, что бюджет в этом году будет сведен с профицитом в 0,4% (вместо дефицита в 0,5%), нефтегазовые доходы будут увеличены на 952,1 млрд руб., ненефтегазовые — сокращены на 283,9 млрд руб. Расходы останутся прежними, но будут перераспределены. Поддержка Крыма указана как одно из трех основных направлений перераспределения.
В Счетной палате обеспокоены увеличением доли нефтегазовых доходов с 48,1% до 52,5% и ростом ненефтегазового дефицита с утвержденных 9,4% ВВП до 10,1% ВВП, что зафиксировано в поправках. Зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры остается высокой, несмотря на поставленную президентом задачу снижать ее, говорится в заключении.
Кроме того, скорректированный в худшую сторону прогноз социально-экономического развития не нашел отражения в основных параметрах бюджета на 2015 и 2016 годы (они остались без изменения). Для того чтобы бюджет воспринимался как «достоверная база» для участников бюджетного процесса, необходимо скорректировать и их, предлагают аудиторы.
Кроме того, в СП не исключают, что достичь запланированных темпов роста ВВП в 0,5% не удастся, а уровень инфляции, который указан в материалах к законопроекту — 6% (в прежнем варианте 5%), может быть превышен.
Также аудиторы СП считают, что выделение дополнительно 100 млрд руб. (к 80 млрд руб.) бюджетных кредитов не решит проблему с долговой нагрузкой регионов. Этой суммы недостаточно для замещения дорогих коммерческих кредитов (на 1 апреля 2014 года 702,1 млрд руб.). При этом программы стабилизации роста госдолга и реструктуризации долгов регионов нет.
В целом аудиторы Счетной палаты отмечают низкое качество бюджетного планирования. При перераспределении бюджетных средств на 40 млрд руб. между основными распорядителями обоснования приведены только по половине. С 2011 года в федеральный бюджет на 2014 год изменения вносились восемь раз, а основные характеристики федерального бюджета устанавливались трижды. С 2010 года правки в бюджет вносятся дважды в год. «Данная практика свидетельствует о недостаточном качестве управления государственными финансами как на уровне Минфина России, так и на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, выраженном в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проекта федерального бюджета», — говорится в заключении СП.