Сейчас мы находимся на стадии переосмысления очередной кампании по реформированию здравоохранения. Причем прекращение указанного «рывка» совпало с нарастающим бюджетным и экономическим кризисом, который, несомненно, отразится и на социальной сфере, привыкшей за последние годы к довольно интенсивному финансированию. Более того, данный кризис должен подчеркнуть относительную неэффективность данной «модернизации» здравоохранения, так как улучшения качества оказываемых услуг соответствующего денежным вливаниям не произошло. И дело здесь не только в том, что медицине «отдавались долги» за предыдущие годы и, несмотря на это мы по-прежнему раза в два отстаем от условной «Европы» по уровню содержания больниц и поликлиник. К сожалению, осталась косной и нереформированной сама система взаимоотношений субъектов оказания медицинской помощи и контроля за ее качеством, включая медицинских страховщиков.
В результате в отрасли происходит постоянная реинкарнация всех пороков советского времени наряду с приобретением новых, уже российских, дефектов оказания медицинской помощи. Я говорю об организационном формализме, благодаря которому лишь очень мужественные и бедные люди, обладающие лишним временем, могут посещать «бюджетные» поликлиники, так и об иной форме платности медицинских услуг. Доходящей (как, например, в травматологии) до весьма значительных сумм.
При этом медицинская система более чем успешно сопротивляется любым новациям, в том числе тем, которые внедряются под эгидой «Всемирного банка». И серьезнейшая доля этой вины лежит на тех, кто как раз и должен контролировать качество медицинской помощи — медицинских страховщиках. По сути, они стали такими же вросшими в систему формалистами, лишь имитирующими работу.
Исследование «Свердловские медицинские страховые компании и анализ показателей защиты прав пациентов», подтверждает то, что уровень медико-страховой экспертизы, включая кадровый, в Свердловской области очень низкий. И, к сожалению, пока это всех устраивает. Вся конкуренция между страховщиками в системе ОМС выхолостилась до конкуренции по доступности и скорости выдачи страхового полиса.
Таким образом, на данный момент назрела необходимость некоммерческого статуса страховщиков (и, как следствие, невозможности получения прибыли для их владельцев). Вместе с этим очевидна потребность стимулирования конкуренции между ними. В том числе за счет упрощения доступа на этот рынок новых субъектов взамен выработавших свой потенциал старых компаний.
В регионе необходимо усилить клиентоориентированность медицинских учреждений и экономию времени, прежде всего для работающего населения на получение медицинской помощи, четкие фиксированные сроки получения МП. Период ожидания в регистратуре и приема в коридоре должны быть минимизированы. Возможно (для работающих), за небольшую дополнительную плату.
Контроль качества медицинской помощи и ответственности за некачественное оказание медицинских услуг должен быть прозрачным и понятным для граждан.