Статьи
25.04.2014

Олег Цыпулин: pоссийскому автострахованию необходимо прозрачное и понятное законодательство

Олег Цыпулин: pоссийскому автострахованию необходимо прозрачное и понятное законодательство На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил председатель союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин.

— Олег Валентинович, какие основные направления работы союза?

— Союз страховщиков Уральского региона «Белый соболь» осуществляет свою деятельность с 1994 года. В этом году мы планируем отмечать 20-летие союза.

Основными направлениями в нашей работе являются: объединение и координация усилий страхового сообщества, решение проблем развития регионального страхового рынка.

В союз страховщиков «Белый Соболь» входит более 20 страховых компаний как региональных, так и крупных федеральных. По нашим подсчетам, члены союза собирают более 70% страховой премии во всем регионе. За 2013 год, по данным Межрегионального управления службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, объем страховых премий, собранных на территории УрФО, составил 61,9 млрд руб. При этом объем ответственности по заключенным договорам страхования — более 800 млрд руб.

В настоящее время проводится работа с органами исполнительной власти по разработке и принятию концепции развития страхового рынка в Свердловской области до 2020 года и «дорожной карты». Реализация проекта позволит обеспечить защитой экономические интересы юридических лиц и населения, уменьшить экономическую нагрузку на бюджет Свердловской области, расширить возможности выбора необходимого вида страхования

— Как вы видите дальнейшее развитие рынка страхования в Свердловской области?

— В 2014 году резкого роста страхового рынка не предполагается. В прошлом году в Свердловской области динамика поступлений страховых премий, по сравнению с 2012 годом, снизилась и составила 3,8%, в 2012 году рост по отношению к 2011 году составлял 30,7%. Это связано с экономической ситуацией, которая складывается в последнее время. Если она не изменится, а потребительское кредитование будет сокращаться, то активного развития страхового рынка не будет. Надеюсь, что в этой ситуации страховщики начнут активнее предлагать различные страховые продукты, повышать качество своей работы при осуществлении страховых выплат, развивать личное страхование и накопительное страхование жизни.

Например, сегодня многие предприятия страхуют своих сотрудников от несчастного случая. Сами по себе физические лица тоже прибегают к таким видам страхования. В последнее время активно развиваются программы по страхованию детей от несчастного случая во время учебы и нахождения на отдыхе.

В ближайшее время будет систематизирована работа по страхованию опасных производственных объектов, что позволит надежно и в полном объеме защитить имущественные интересы предприятий и населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основной проблемой при страховании ответственности владельцев ОПО является наличие бесхозных объектов и недостаточность страховых сумм для компенсации возможных ущербов. Технадзор, МЧС и органы исполнительной власти при взаимодействии со страховщиками предпринимают все необходимые меры для страхования ответственности всех владельцев опасных производственных объектов.

Проводятся мероприятия, направленные на страхование ответственности владельцев различных подъемных механизмов. В каждом доме, торговом центре, бизнес-центре есть лифты, их эксплуатация тоже связана с риском. ТСЖ и управляющим компаниям следовало бы задуматься о страховании этих рисков.

Развитие моторного страхования, в частности КАСКО и ОСАГО, напрямую связано с условиями автокредитования и финансовыми возможностями лиц, приобретающих автотранспорт. Анализ данного рынка показывает снижение темпов роста и повышение тарифов страховщиками по договорам КАСКО. Увеличение объема страховых взносов не превысит 6-8% в 2014 году.

— На каких видах страхования в первую очередь сказалась негативная ситуация в экономике?

— Сильнее всего пострадали компании, где превалировал портфель автострахования. Об убыточности моторного страхования как раз и свидетельствуют рост страховых тарифов по добровольному страхованию КАСКО, уменьшение объема договоров ОСАГО у некоторых страховщиков, отказ компаний от розничного страхования и отзыв лицензии у ряда страховщиков.

Хотелось бы заметить, что в настоящее время «бегства» страховщиков с рынка не происходит, компании за счет резервов исполняют обязательства по заключенным ранее договорам. Это свидетельствует об усилении роли надзорных органов и росте профессионализма работников компаний.

— Многие клиенты жалуются, что при покупке полисов ОСАГО в Екатеринбурге страховые компании просят приобрести дополнительную услугу либо говорят о том, что в наличии нет бланков. На ваш взгляд, насколько правомерно такое поведение страховщиков?

— Страховые компании вправе регулировать распределение бланков по своим территориальным подразделениям так, как считают нужным. Если какой-то регион становится убыточным, то компания может предпринять меры для снижения объема продаж.

Кросс-продажи при страховании ОСАГО у нас законодательством не предусмотрены, поэтому потребителю необходимо обращаться в другую страховую компанию, которых на территории того же города Екатеринбурга около 90. Однако хотелось бы обратить внимание, что страхового покрытия по ОСАГО может не хватить на компенсацию ущерба третьим лицам, а также подумать о возможных финансовых потерях страхователя, если он пострадает при ДТП, поэтому я бы рекомендовал страхователям более внимательно отнестись к предложениям страховщиков.

В сложившейся ситуации винить страховые компании не имеет смысла, потому что осуществлять деятельность себе в убыток коммерческая структура не может.

— Как Вы видите выход из сложившейся ситуации на рынке автострахования?

— Для изменения текущей ситуации в моторном страховании в первую очередь необходимо изменить базовый страховой тариф по ОСАГО, пересмотреть территориальные коэффициенты, также необходимо законодательно определить размер ущерба, который покрывается по договору ОСАГО.

Судебная практика, сложившаяся в настоящее время, и деятельность «автоюристов» возможны только при условии неясности законодательства.

Убыточность данного вида страхования подтверждается сворачиванием страхового бизнеса рядом компаний и изменением объемов заключаемых договоров.

Ситуацию можно исправить путем реализации предложений, связанных с возможностью продажи полисов ОСАГО через Интернет. Для этого необходимо внесение поправок в нормативные акты и предоставление возможности потребителю совершать сделку при наличии цифровой подписи.

Передача функций по заключению договоров ОСАГО общественным организациям или союзам также требует внесения изменений в нормативные документы. Возможно, в каких-то чрезвычайных ситуациях подобные меры могут исправить ситуацию, но более простым и эффективным способом привлечения в ОСАГО страховщиков будет являться корректировка страховых тарифов.

Также возможность направления транспортного средства потерпевшего на ремонт и восстановление — это еще один способ, обеспечивающий реальное возмещение ущерба в полном объеме в пределах лимитов по договору ОСАГО.

По КАСКО многие страховщики уже увеличили страховые тарифы, это опять же обусловлено сложившейся судебной практикой.

По моему мнению, внесение поправок в страховое законодательство будет являться основным способом решения возникших проблем.

— В настоящее время Центральный Банк предлагает изменить территориальные коэффициенты в 30 регионах. Но в этот список Свердловская область не вошла. Как вы думаете, почему?

— Данное изменение территориального коэффициента, предусмотренное в 30 регионах, не решит все проблемы по ОСАГО. Указанное решение не учитывает специфики региона и убыточности в отдельных районах. Несмотря на то, что убыточность по области на 1-2 пункта ниже предусмотренной законодательством, для автостраховщиков она не является доходной. Это обусловлено деятельностью «автоюристов», ростом количества и стоимости автомобилей, участвующих в дорожном движении.

Причинами этого являются: отсутствие единой методики расчета ущерба и его возмещения по нормочасам, устанавливаемым авторемонтными мастерскими; применение к страховщикам судами норм закона «О защите прав потребителей» и штрафных санкций; взыскание УТС; отказ от учета износа. Данная ситуация продолжает развиваться и через определенное время приведет к значительным убыткам у страховщиков и недостаточности средств для осуществления деятельности.

Да, сейчас много вопросов к автострахованию, но система работает и выплаты идут. А если страховые компании зажимать, как это делают сейчас, то может получиться, что данный вид бизнеса окажется не востребованным, и предприниматели начнут покидать этот рынок.

— В прошлом году ФСФР, которая регулировала деятельность страховых компаний, стала одним из подразделений ЦБ. С какими изменениями предстоит столкнуться компаниям?

— В скором времени появятся несколько центров компетенций, которые будут осуществлять проверку финансовой благонадежности страховщиков. Это одно из первых изменений, с которым столкнутся участники рынка. Жалобы и обращения граждан по вопросам страхования рассматриваются службой ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Стоит отметить, что в последнее время количество обращений уменьшается, раньше жаловались на сроки выплат и на их размер, сейчас таких жалоб стало намного меньше.

— Насколько сейчас рынок Свердловской области консолидирован? Не происходит ли вытеснения местных игроков страхового рынка федеральными?

— Раньше в области было около 40 региональных компаний, сейчас их осталось 9 (с учетом медицинских). Они заняли конкретные ниши на рынке и в них работают. А для федеральных компаний эти сегменты рынка слишком малы, специфичны и неинтересны. В некоторых случаях региональным компаниям удается конкурировать за счет более качественного обслуживания.

В концепции развития страхового рынка в Свердловской области мы отразили, что перспективы на рынке страхования безусловно есть. Страхование в состоянии обеспечить экономию бюджетных средств при чрезвычайных ситуациях, восстановить имущественное положение граждан и юридических лиц в случае неблагоприятных событий. При наличии соответствующего законодательства, регулирующего страхование, оно может стать тем механизмом, который позволит обеспечить стабильность развития экономики и общества.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.04.2014 Олег Цыпулин: pоссийскому автострахованию необходимо прозрачное и понятное законодательство

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил председатель союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег ...

13.12.2013 «Эксперт РА»: комбинированная убыточность ОСАГО уже в 2014 году может приблизиться к 120%

УрБК, Москва, 13.12.2013. Согласно прогнозам агентства «Эксперт РА», сделанным на основе экономического исследования ...

25.09.2013 «Эксперт РА»: по итогам I полугодия автострахование стало самым убыточным видом деятельности страховых компаний

УрБК, Москва, 25.09.2013. Прибыльность страхового бизнеса упала до пятилетнего минимума. По итогам первого полугодия ...

27.07.2010 Убыточность страховых организаций по договорам ОСАГО в УрФО на 10% превысила общероссийские показатели

УрБК, Екатеринбург, 27.07.2010. «По итогам I полугодия 2010 года размер убыточности страхов компаний по ОСАГО в целом ...

11.03.2009 Председатель союза страховщиков УрФО «Белый соболь» Александр Злыгостев: Во время кризиса произошло сокращение числа страховых компаний

УрБК, Екатеринбург, 11.03.2009. «Финансовый кризис на развитии страхового рынка отразился достаточно сильно. Дело в ...