На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила первый заместитель начальника Управления здравоохранения Татьяна Савинова.— Каковы результаты работы управления здравоохранения города Екатеринбурга за последний год? Чего удалось достичь? — Прошедший год достаточно ярко продемонстрировал, что направление, в котором развивается медицина нашего города, выбрано совершенно верно. 7 мая 2012 года Президентом России В.В. Путиным были подписаны два указа, касающиеся сферы здравоохранения — Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Необходимо отметить, что по пяти важнейшим показателям, которые перечислены в Указе № 598, Екатеринбург сегодня на фоне других российских городов выглядит очень достойно. К ним относятся показатели смертности по различным причинам.
Но ещё очень важно, что показатель естественного прироста населения, который в Екатеринбурге стал положительным с 2009 года, продолжает расти. В 2012 году он составил 2,3 промилле. Он находится в числе лучших по городам Урала, Сибири и Поволжья, и лучше российского и областного показателей. Для нас крайне важно, что естественный прирост населения в Екатеринбурге происходит не только за счет весьма высокого уровня рождаемости, но и за счет низкой общей смертности. А ведь именно показатель смертности является отражением вклада отрасли здравоохранения.
— Какие медицинские программы и проекты осуществляются сейчас в Екатеринбурге? На какой стадии они находятся? — Согласно Указу Президента № 598, муниципальное здравоохранение должно достичь контрольные значения по пяти показателям смертности к 2018 году, а также обеспечить дальнейшую реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни и обеспечить учреждения здравоохранение кадрами.
Сегодня Екатеринбург уже достиг контрольных величин по 4 показателям из 5 — это показатель младенческой смертности, показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, ДТП и туберкулеза. С 2003 года в Екатеринбурге проводится перспективное планирование всех основных показателей работы здравоохранения, у нас приняты и эффективно работают три городских стратегических проекта — «Здоровье маленьких горожан», «3 шага к долголетию» и «Профилактика — упреждающий удар». Таким образом, развитие городского здравоохранения уже на протяжении десяти лет строится на принципе программно–целевого планирования. Управлением здравоохранения была проведена актуализация до 2020 года трех важнейших стратегических проектов, о которых я уже говорила, с постановкой более амбициозных задач.
И все же именно показатель общей смертности, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является интегральным, отражающим наиболее полно уровень и качество работы отрасли здравоохранения на любой территории. Общая смертность в Екатеринбурге уже по итогам 2012 года ниже на 9% того значения, которое установлено для Свердловской области Федеральной программой «Здравоохранение» на 2018 год, и на 20% ниже сегодняшнего областного уровня.
— Участвует ли администрация города в жизни частных клиник города? Каким образом она может влиять на их работу?— По существующему законодательству, органы муниципального самоуправления не могут принимать участия в регулировании работы частных медицинских организаций. То есть Управление здравоохранения не имеет права проводить оценку качества медицинской помощи, оказываемой частной клиниками.
Однако сегодня российское законодательство позволяет частным клиникам участвовать в оказании медицинской помощи населению в рамках обязательного медицинского страхования — для этого частной медицинской клинике достаточно подать заявление в ТФОМС. И Управление здравоохранения поддерживает процесс прихода частных клиник к работе в системе ОМС, так как это создает истинную конкуренцию на рынке медицинских услуг. Уже достаточно давно 5 частных медицинских организаций оказывают жителям Екатеринбурга медицинскую помощь по ОМС, и мы надеемся, что число их будет прогрессировать. Необходимо заметить, что при переходе частной клиники на работу в системе ОМС к ней предъявляются те же требования по доступности и качеству медицинской помощи, что и для медицинских учреждений, работающих в государственном и муниципальном секторе.
— С какими проблемами управление здравоохранения сталкивались при реализации своих программ? — Основной проблемой, которая сегодня напрямую влияет на качество и доступность медицинской помощи является дефицит медицинских кадров. В первую очередь, это касается участковых врачей, количество которых в последние годы не характеризуется положительной динамикой. И если в детской службе ситуация благополучная — при нормативе в 800 человек на одном участке фактически обслуживается 838, то нагрузка на одного участкового терапевта превышает норматив более, чем в 2 раза. Основными причинами низкой укомплектованности поликлиник врачами являются падение престижа профессии врача в обществе, высокая нагрузка на медицинский персонал, отсутствие профессиональной автономии врача, низкий уровень правовой защиты медработника и зачастую негативное отношение к медикам со стороны представителей средств массовой информации и, как следствие, населения.
— Какие пути решения этих проблем вы видите?— Управлением здравоохранения Екатеринбурга с целью преодоления дискриминационного отношения общества к медикам вот уже 12 лет вручаются Премии Профессионального Признания «Медицинский Олимп». Последние два года на «Медицинском Олимпе» введены три новые номинации — лучший педиатрический, акушерско-гинекологический и терапевтический участки. В 2012 году за своих участковых врачей проголосовало 15 тыс. жителей Екатеринбурга, а в 2013 году от населения поступило уже более 30 тыс. заполненных анкет.
Дальнейшие пути преодоления дефицита кадров мы видим в решении целого ряда проблем: это увеличение числа студентов, обучающихся в УГМА в рамках целевой подготовки, расширение работы с выпускниками медицинской академии, организация производственной практики для них на базе городских ЛПУ, обеспечение медиков жильем или компенсация расходов на оплату арендуемого жилья, совместная работа с администрациями районов города по предоставлению мест в детских дошкольных учреждениях для детей сотрудников ЛПУ.
— Какие задачи ставит перед собой управление здравоохранения в ближайший год? — Приоритетами дальнейшего развития муниципального здравоохранения Екатеринбурга является, в первую очередь, привлечение медицинских кадров, повышение значимости профессии медика, социальная защита наших сотрудников, рост заработной платы, а также улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений. В первую очередь, это строительство поликлиники ЦГКБ № 1 в Октябрьском районе и лабораторного корпуса Клинико-диагностического центра. Сейчас уже идет подготовка к строительству сразу двух новых поликлиник в Орджоникидзевком районе — в ЦГБ № 23 и ДГБ № 15, а также большой поликлиники в микрорайоне Академический. Важной задачей для нас является развитие службы скорой, неотложной медицинской помощи и профилактической медицины, а также улучшение качества медицинского обслуживания: возможность свободного выбора ЛПУ и врача, получения доступной помощи в доброжелательной обстановке, удобный режим работы поликлиник, их информатизации, внедрение организационных технологий, направленных на пациента.