Статьи
10.01.2019

Непрогнозируемый мусор

В Свердловской области операторы подвели итоги первых дней деятельности по новым правилам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Несмотря на положительный результат, они видят основную проблему «мусорной реформы» в невозможности спрогнозировать собираемость средств с конечных потребителей. Поскольку вся цепь участников сбора и утилизации мусора сейчас работает за счет собственных средств и не имеет финансовой «подушки безопасности», по итогам месяца может оказаться, что денег собрано недостаточно для взаиморасчетов. Вероятно, тогда придется вернуться к перерасчету тарифов или временному субсидированию отрасли из регионального бюджета.

«Мусорная реформа» в Свердловской области должна обеспечивать понятный прозрачный механизм сбора, транспортировки и утилизации ТКО. Региональный оператор заключает договор как с образователями отходов, так и с транспортными компаниями и владельцами полигонов. Фиксация транспортировки посредством спутниковой навигации дает возможность избежать бесконтрольного сбора и утилизации, в первую очередь исключить несанкционированные свалки.

В этой схеме все хорошо, за исключением того, что объем оборотных средств как минимум на месяц работы операторы обеспечивают за свой счет.

Непрогнозируемый мусор

Поскольку реформу пришлось по разным причинам проводить в сжатые сроки, ни у кого нет запаса средств, чтобы качественно оказывать услугу в обстоятельствах, когда образователи мусора будут платить не в полном объеме.

Ранее экс-директор ЕМУП «Спецавтобаза» Сергей Пономарев говорил о том, что если транспортники будут вывозить мусор за свой счет, то ресурсов хватит примерно на месяц.

Вероятно, из-за фактически срыва сроков старта реформы (ее начало переносилось дважды) региональные операторы и областная власть оказались в ситуации, когда они даже примерно не могут оценить будущую собираемость денег, а значит и дать прогноз по прибыльности или убыточности «мусорного» бизнеса.

«Спрогнозировать, что потребители не заплатят, очень трудно. Вот была реформа по капремонту, у нее была подушка безопасности в год. Они сначала деньги с населения собирали, а уже потом организовывали ремонт домов, на следующий год. У нас такой роскоши нет, мы сегодняшним днем осуществляем услугу. «Транссервис» (основной подрядчик по транспортировке мусора, — прим. ред.) работает, по сути, за счет собственных оборотных средств. И только после того, как конечный потребитель рассчитается с нами как с оператором, мы оплатим услуги нашего генподрядчика. В этом-то и трудность реформы», — рассказал директор ЕМУП «Спецавтобаза» Григорий Вихарев.

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов также не стал прогнозировать объем средств, которые будут собраны через месяц действия новых правил работы с ТКО.

«Мы не знаем, сколько будет собрано. Вы же не можете сказать, сколько будет градусов на улице через 15 минут. Я не буду гадать», — сказал Егор Свалов.

Непрогнозируемый мусор

Теоретически исходные данные для расчётов есть. Создана и утверждена территориальная схема, учитывающая транспортные плечи, количество точек сбора, мусорные полигоны. Каждый из региональных операторов каким-то образом спланировал бюджет, в который включил расходы на бензин и зарплату, ремонт и покупку техники. С другой стороны, количество договоров с образователями мусора также известно. Тариф утвержден, причем для «Спецавтобазы» его размер был определен близким к тому, который предприятие запрашивало. То есть расходная и доходная часть могут быть сосчитаны. Единственное неизвестное в этой формуле — это будущая собираемость средств с конечных потребителей услуги.

Возможно, население спокойно отнесется к увеличению своих коммунальных платежей еще минимум на 140 руб., и тогда можно будет считать, что реформа стартовала вполне удачно. Но велика вероятность, что первые квитанции за ЖКХ, полученные жителями Екатеринбурга, их шокируют. Вполне вероятно, что на какое-то время достаточно большое количество людей вообще перестанет платить. А поскольку дополнительных ресурсов у региональных мусорных операторов нет, то потребуются средства, чтобы обеспечить бесперебойный вывоз ТКО. Вероятно, они будут запрашивать их у региональной власти.

Дополнительным вариантом решения проблемы может стать перерасчёт тарифа, но он по закону возможен только спустя год, поскольку требует анализа нормативов накопления, перерасчета территориальной схемы, а затем снова общественных обсуждений и утверждения в РЭК.

Михаил Зенков
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.01.2019 Регоператоры по работе с ТКО не могут спрогнозировать собираемость средств с потребителей

Основная проблема мусорной реформы — невозможность спрогнозировать собираемость средств с конечных образователей. Об ...

10.01.2019 Регоператоры по работе с ТКО не могут спрогнозировать собираемость средств с потребителей

УрБК, Екатеринбург, 10.01.2019. Основная проблема мусорной реформы — невозможность спрогнозировать собираемость средств ...

19.12.2018 Депутат ЕГД Григорий Вихарев получил должность директора ЕМУП «Спецавтобаза»

УрБК, Екатеринбург, 19.12.2018. Новым директором ЕМУП «Спецавтобаза» стал депутат Екатеринбургской городской думы от ...

09.11.2018 Руководство ЕМУП «Спецавтобаза» прогнозирует мусорный коллапс в Екатеринбурге уже через месяц

УрБК, Екатеринбург, 09.11.2018. Руководство ЕМУП «Спецавтобаза» прогнозирует уже через месяц коллапс в сфере обращения ...

02.10.2018 Депутат Заксобрания Вячеслав Вегнер: «Екатеринбург не готов к «мусорной реформе»

УрБК, Екатеринбург, 02.10.2018. Региональные операторы Екатеринбурга и Свердловской области не готовы к «мусорной ...