В Свердловской области операторы подвели итоги первых дней деятельности по новым правилам обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Несмотря на положительный результат, они видят основную проблему «мусорной реформы» в невозможности спрогнозировать собираемость средств с конечных потребителей. Поскольку вся цепь участников сбора и утилизации мусора сейчас работает за счет собственных средств и не имеет финансовой «подушки безопасности», по итогам месяца может оказаться, что денег собрано недостаточно для взаиморасчетов. Вероятно, тогда придется вернуться к перерасчету тарифов или временному субсидированию отрасли из регионального бюджета.
«Мусорная реформа» в Свердловской области должна обеспечивать понятный прозрачный механизм сбора, транспортировки и утилизации ТКО. Региональный оператор заключает договор как с образователями отходов, так и с транспортными компаниями и владельцами полигонов. Фиксация транспортировки посредством спутниковой навигации дает возможность избежать бесконтрольного сбора и утилизации, в первую очередь исключить несанкционированные свалки.
В этой схеме все хорошо, за исключением того, что объем оборотных средств как минимум на месяц работы операторы обеспечивают за свой счет.
Поскольку реформу пришлось по разным причинам проводить в сжатые сроки, ни у кого нет запаса средств, чтобы качественно оказывать услугу в обстоятельствах, когда образователи мусора будут платить не в полном объеме.
Ранее экс-директор ЕМУП «Спецавтобаза» Сергей Пономарев говорил о том, что если транспортники будут вывозить мусор за свой счет, то ресурсов хватит примерно на месяц.
Вероятно, из-за фактически срыва сроков старта реформы (ее начало переносилось дважды) региональные операторы и областная власть оказались в ситуации, когда они даже примерно не могут оценить будущую собираемость денег, а значит и дать прогноз по прибыльности или убыточности «мусорного» бизнеса.
«Спрогнозировать, что потребители не заплатят, очень трудно. Вот была реформа по капремонту, у нее была подушка безопасности в год. Они сначала деньги с населения собирали, а уже потом организовывали ремонт домов, на следующий год. У нас такой роскоши нет, мы сегодняшним днем осуществляем услугу. «Транссервис» (основной подрядчик по транспортировке мусора, — прим. ред.) работает, по сути, за счет собственных оборотных средств. И только после того, как конечный потребитель рассчитается с нами как с оператором, мы оплатим услуги нашего генподрядчика. В этом-то и трудность реформы», — рассказал директор ЕМУП «Спецавтобаза» Григорий Вихарев.
Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов также не стал прогнозировать объем средств, которые будут собраны через месяц действия новых правил работы с ТКО.
«Мы не знаем, сколько будет собрано. Вы же не можете сказать, сколько будет градусов на улице через 15 минут. Я не буду гадать», — сказал Егор Свалов.
Теоретически исходные данные для расчётов есть. Создана и утверждена территориальная схема, учитывающая транспортные плечи, количество точек сбора, мусорные полигоны. Каждый из региональных операторов каким-то образом спланировал бюджет, в который включил расходы на бензин и зарплату, ремонт и покупку техники. С другой стороны, количество договоров с образователями мусора также известно. Тариф утвержден, причем для «Спецавтобазы» его размер был определен близким к тому, который предприятие запрашивало. То есть расходная и доходная часть могут быть сосчитаны. Единственное неизвестное в этой формуле — это будущая собираемость средств с конечных потребителей услуги.
Возможно, население спокойно отнесется к увеличению своих коммунальных платежей еще минимум на 140 руб., и тогда можно будет считать, что реформа стартовала вполне удачно. Но велика вероятность, что первые квитанции за ЖКХ, полученные жителями Екатеринбурга, их шокируют. Вполне вероятно, что на какое-то время достаточно большое количество людей вообще перестанет платить. А поскольку дополнительных ресурсов у региональных мусорных операторов нет, то потребуются средства, чтобы обеспечить бесперебойный вывоз ТКО. Вероятно, они будут запрашивать их у региональной власти.
Дополнительным вариантом решения проблемы может стать перерасчёт тарифа, но он по закону возможен только спустя год, поскольку требует анализа нормативов накопления, перерасчета территориальной схемы, а затем снова общественных обсуждений и утверждения в РЭК.
Михаил Зенков