В Екатеринбурге начался период бронирования ресторанов и кафе для новогодних корпоративов, а также заказов праздничных программ. Эксперты отмечают, что в условиях экономического кризиса большинство компаний до предела урезали бюджеты мероприятий. В связи с этим их сотрудники вынуждены доплачивать за праздник из своего кармана, экономить на еде и выпивке, отказываться от фейерверков, видеосъемки и других дополнительных услуг.
По словам генерального директора компании «Ресторан» Олега Ананьева (среди его проектов — «Труффальдино», Le Bourg, «Швейк», «Вечера на хуторе»), в этом году только крупные компании заранее оплатили проведение новогодних корпоративных мероприятий. Остальные до сих пор присматриваются, спрашивают об условиях и ценах, но заказы делать не торопятся.
«Бронирование идет довольно вяло, хотя есть некоторое оживление по сравнению с прошлым годом, который был вообще провальным. Серьезные компании давно сделали заказ и оплатили его, но большинство организаций пока только «прощупывают почву», — отметил он.
В event-агентстве «МегаШоу» поясняют, что заказы праздничных программ раньше стартовали в августе, теперь начинаются ближе к середине ноября. При этом предприятия экономят за счет существенного сокращения перечня услуг.
«Кризис продолжается, с прошлого года почти ничего не изменилось. Если раньше заказывали ведущего, DJ, звуковое и световое оборудование, фото- и видеосъемку, артистов, оформление, пиротехнику, то теперь просят только ведущих с развлекательной программой или даже просто Деда Мороза и Снегурочку в офис. Может быть, еще фотосъемку. От всех остальных дополнительных услуг отказываются», — рассказали в агентстве.
По словам представителя «МегаШоу», в основном клиентов интересует средний ценовой сегмент — от 15 тыс. руб. до 50 тыс. руб. за программу. Это ведущий с Дедом Морозом и Снегурочкой, музыкой, аппаратурой и DJ.
При заказе корпоратива в ресторане екатеринбургские компании экономят за счет количества гостей и меню. Олег Ананьев отмечает, что иногда ситуация доходит до абсурда: клиенты хотят прийти не только со своей выпивкой, но и едой.
«Очень сложно договариваться. Многие предлагают оплатить только аренду зала, а все остальное принести с собой: алкоголь, даже салаты, чуть ли не хлеб. Мы стараемся идти навстречу клиентам, но не до такой же степени. Кроме того, поскольку оплатить большой банкет компании не могут, а праздника люди хотят, собираются маленькими коллективами. Хотя несколько компаний в одном зале — это очень неудобно и даже опасно, и мы стараемся такого не допускать», — пояснил эксперт.
Если же выделенных предприятием средств не хватает на праздник даже в эконом-формате, сотрудникам приходится доплачивать из своего кармана или даже полностью его финансировать. Как сообщили в ТРЦ «Луна», таких заказов в этом году очень много.
«Предприятия значительно сократили расходы на корпоративы, а у людей все равно есть желание встретить Новый год в компании коллег. Праздник остается праздником. Поэтому очень многие вкладывают свои деньги, если того, что выделила фирма, совсем не хватает. Хотя, конечно, не у всех эти средства есть. Заказывают больше активные формы, чем обычный банкет — квесты на льду, боулинг, караоке. Иногда клиенты сами выстраивают программу, допустим, после банкета идут сначала в боулинг, потом на каток и так далее», — рассказали в ТРЦ «Луна».
Что касается цен, эксперты сходятся во мнении, что по сравнению с прошлым годом они если и изменились, то в сторону снижения. Хотя в основном корректировки происходят в форме бонусов и скидок. Уменьшился и средний чек в каждом ценовом сегменте.
«В основном все сейчас «прижались» с расходами. Средний чек зависит от цен в меню ресторана: в Le Bourg он составляет около 4 тыс. руб. с алкоголем, в «Вечерах на хуторе» — 2,5 тыс., в «Труффальдино» немного побольше. Но раньше, лет пять назад, в тех же «Вечерах на хуторе» он достигал 5-6 тыс. руб.», — пояснил Олег Ананьев.
Массовый потребитель, по словам менеджера ТРЦ «Луна», обходится суммой в 1,5-2 тыс. руб. на человека. По сравнению с прошлым годом показатель также снизился, но незначительно.
Таким образом, по мнению экспертов, ситуация в сфере организации и проведения новогодних корпоративов в этом году мало отличается от прошлогодней, «провальной». Предприятия продолжают сокращать расходы на праздники, в результате чего бронирование идет медленно, ажиотажа участники рынка не ожидают даже в декабре.