Российские автовладельцы собирают подписи под петицией об отмене регистрации незапрещенных изменений в конструкции транспортных средств. В то же время в социальных сетях появляются сообщения встревоженных россиян о готовящихся сотрудниками ГИБДД масштабных проверках тюнингованных автомобилей. Это грозит владельцам с незарегистрированными изменениями не только штрафами, но и запретом на эксплуатацию транспорта или вовсе снятие его с регистрационного учета. В свою очередь, автовладельцы утверждают, что для регистрации изменений им придется вернуть автомобили к заводскому виду, что практически невозможно.
На прошлой неделе российских автовладельцев возмутила новость о готовящихся масштабных проверках сотрудниками ГИБДД автомобилей с измененными конструкциями: переоборудованием в спортивную модель, установкой ксеноновых фар, рекламных мониторов, металлических фар, газобаллонного оборудования и многим другим.
По действующему законодательству, любые изменения в конструкции автомобиля владелец обязан сначала согласовать, а потом зарегистрировать в ГИБДД с последующим внесением в технический паспорт транспортного средства. В противном случае инспекторы вправе не только наказать автовладельца согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ (предупреждение или штраф в размере 500 рублей), но и запретить эксплуатировать данный автомобиль до момента регистрации произведенных изменений или вовсе снять его с регистрации в соответствии с пунктом 7.18 приложения к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации ПДД.
Однако на деле, как утверждают автовладельцы, норма долгое время не работала, а сотрудники Госавтоинспекции не обращали внимание на отсутствие регистрации изменений, пока в сентябре 2015 года Верховный суд РФ не закрепил право инспекторов аннулировать и снимать госзнаки на нелегально затюнингованных авто соответствующим решением. Общественность ответила петицией об отмене необходимости регистрации изменений, которые не запрещены законом: установку колес измененного радиуса, лифт подвески, установку лебедок, дополнительного света и звука, увеличенных топливных баков и другое. К настоящему времени она
набрала более 40 тыс. подписей.
«Тюнинг и доводка автомобилей для соревнований по бездорожью, автотуризму, гонкам, дрэг-рейсингу, автозвуку и т.п. — это не преступление, а развитие технических видов спорта, важных для нашей страны. Запрещая или усложняя для граждан возможность заниматься подготовкой автомобилей, правительство не дает возможности развиваться техническим видам спорта, локальным производителям технических компонентов и рынку по продаже компонентов и услуг в сфере подготовки автомобилей», — считают авторы петиции.
Представитель сети автомастерских в Екатеринбурге Григорий Жернаков поясняет, что легализовать уже внесенные в конструкцию автомобиля изменения практически невозможно, а значит многие любители тюнинга начнут просто ездить без номеров.
«Пока не слышал, чтобы в Екатеринбурге и Свердловской области штрафовали за это. Меня останавливали пару раз, спросили, в курсе ли, что такие случаи известны в центральной России и нужно регистрировать, но ничего не сделали. Команду «фас!» им, видимо, пока не дали. Но если на самом деле начнется такая чистка, то практически все автомобили будут стоять без номеров, потому что узаконить на сегодняшний день уже измененную машину практически нереально. Для этого сначала нужно предъявить автомобиль в исходном виде, потом предоставить список всех вводимых изменений, приложить сертификаты на те изделия, которые будут использованы, и лицензию организации, которая будет производить работы. После этого произвести все эти изменения, предъявить автомобиль, получить заключение и уже с ним идти в ГАИ. А там сотрудники вносят все изменения в технический паспорт автомобиля. Только тогда можно спокойно ездить, проходить техосмотр, и никто слова не скажет. Но уже готовую машину для этого придется разбирать до заводского состояния. Многие эти автомобили — ровесники Советского Союза, и если их разобрать, то там уже собирать нечего будет», — считает автовладелец.
В свою очередь, представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов отмечает, что ничего страшного в усилении контроля со стороны Госавтоинспекции за вносимыми изменениями в конструкцию автомобилей нет, так как они могут повлиять на безопасность транспортного средства.
«Действительно, очень часто те изменения, которые автомобилисты вносят в конструкции автомобилей, напрямую влияют на безопасность транспортного средства, и в случае ДТП или какой-то экстремальной ситуации автомобиль может повести себя совсем не так, как должен. Поэтому я ничего страшного в этом не вижу. Если брать Екатеринбург, то в основном это касается больше молодежи, которая занижает клиренс и мешает нормальным людям ездить, потому что переезжать те же трамвайные пути со скоростью семь километров в час — это как-то некрасиво, а быстрее такая машина двигаться просто не может. У водителей, которые купили автомобиль и просто на нем ездят, проблем-то не возникает. Я, конечно, понимаю, почему другие автовладельцы недовольны, но есть установленные правила, надо их выполнять», — прокомментировал автоюрист.
Отметим, что с 1 июля вступит в силу регламент Таможенного союза о колесных транспортных средствах, который в частности регламентирует сертификацию автомобилей. Эксперты связывают активизацию сотрудников Госавтоинспекции именно с данным фактом. Наряду с этим бытует мнение, что с наступлением теплого времени года руководство правоохранительных органов попросту начало борьбу со стритрейсерами, джиперами и другими нарушителями порядка на городских дорогах. Впрочем, это не объясняет того факта, почему раньше инспекторы закрывали на это глаза.
Валерия Кабанова