Дата: 24.09.2025

«Новое» русское искусство

В главном корпусе Екатеринбургского музея ИЗО (ЕМИИ) представили обновленную экспозицию «Русское искусство XVIII–начала XX века». Теперь в залах на ул. Воеводина, 5 вниманию зрителей представлено сразу пять разделов, демонстрирующих развитие живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства на протяжении XVIII–начала ХХ века.

«Новое» русское искусство

«Несмотря на то, что мы представляем сегодня всего лишь обновление постоянной экспозиции, перемены, произошедшие в этих залах, достаточно существенные. Напомню, что трансформация нашей постоянной экспозиции была произведена потому, что на протяжении полутора лет в этих залах располагались экспонаты наших коллег из Пермской художественной галереи (ПХГ). После отъезда «Пермского посольства» нам удалось вернуть экспозицию почти в то же состояние, в каком она была два года назад. Тем не менее, мы решили внести кое-какие изменения. Самым значительным стало появление отдельного зала для иконописи, и особое место заняли, конечно же, невьянские иконы», — рассказал директор ЕМИИ Никита Корытин.

«Новое» русское искусство

В зале, посвященном иконописи, центральное место занял комплекс икон из домовой молельни усадьбы Льва Расторгуева, созданный в знаменитой мастерской Богатыревых. Стилистическое развитие невьянской иконы в экспозиции можно проследить от ранней иконы святителя Николая Чудотворца до поздней вкладной иконы избранных святых 1914 года, демонстрирующей уникальную консервативность невьянского художественного центра. Образы уральского старообрядческого благочестия показаны в широком разнообразии иконографий и изводов. В экспозицию также впервые введены отреставрированные предметы: иконы «Не рыдай мене Мати», «Преображение Господне» и редчайший складень второй половины XVIII века.

«Новое» русское искусство

Никита Корытин добавил, что экспозиция, посвященная русскому искусству, пережила четвертую трансформацию за последние 15 лет. Представленные сейчас в залах музея экспонаты можно было ранее увидеть в огромном числе выставочных проектов. Экспозиция часто меняется, при этом ее коллекции наиболее ярко отражают историю искусства Среднего Урала и его колорит.

«У нас появились сразу несколько новых работ, которые либо были отреставрированы специально для переэкспозиции, либо очень давно не демонстрировались зрителю. Таким образом, для наших посетителей в полной мере раскрыто развитие нашего богатейшего русского искусства. В каждом зале у нас есть произведения, которые так или иначе связаны с историей уральского изобразительного искусства», — сказал директор ЕМИИ.

«Новое» русское искусство

Так, в зале искусства XVIII века представлена обширная галерея парадного и камерного портрета эпохи Просвещения, предметы из первых сервизных ансамблей Императорского фарфорового завода и знаменитых Орденских сервизов завода Гарднера.

«Новое» русское искусство

Искусство XIX века организаторы выставки разделили на два зала. Академическая живопись теперь представлена во всем разнообразии жанров. Здесь можно увидеть работы известных мастеров: Ивана Айвазовского, Сильвестра Щедрина, Алексея Боголюбова, Василия Тропинина, Ивана Хруцкого, Николая Маковского, а также уральского художника Владимира Казанцева.

«Новое» русское искусство

Отдельная часть экспозиции рассказывает о практике зарубежных поездок учеников Императорской Академии художеств. Искусство эгломизе демонстрируют силуэтные портреты императорской фамилии и придворных. Развитие русского фарфора на протяжении XIX столетия показано предметами как Императорского фарфорового завода, так и многочисленных частных производств.

«Новое» русское искусство

Зал реалистической живописи включает в себя работы знаменитых мастеров — Ильи Репина, Василия Поленова, Ивана Крамского. Характерные жанровые полотна участников Товарищества передвижных художественных выставок занимают значительное место в экспозиции. Показательно выглядит развитие русского пейзажа — от реалистических работ Ивана Шишкина до лирических образов Исаака Левитана. Уральское искусство представлено уникальным портретом кисти Алексея Корзухина.

«Новое» русское искусство

Стоит отметить, что искусство рубежа XIX—ХХ столетий демонстрирует большое разнообразие существовавших художественных течений. Эпоха модерна выразительна в полотнах символистов Михаила Нестерова, Всеволода Ульянова, Виктора Зарубина и в работах художников объединения «Мира искусства» Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева.

«Новое» русское искусство

Русский импрессионизм занимает внушительную часть зала, включая работы участников Союза русских художников Константина Коровина, Сергея Виноградова, Петра Петровичева, Абрама Архипова, Сергея Малютина и уральца Александра Парамонова.

«Новое» русское искусство

Кроме того, здесь впервые демонстрируются работы Бориса Чорикова, Николая Маковского, Михаила Климанова. Вновь возвращены в экспозицию после долгого перерыва отреставрированные полотна Сергея Иванова и Василия Коновалова.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать