Главная > Статьи > Покидая кокон
Покидая кокон12 августа 202511:47. Разместил: publicator |
В культурном центре «Эрмитаж-Урал» (входит в состав ЕМИИ) сегодня открывается персональная ретроспективная выставка «Покидая кокон: Живопись Николая Сажина». Здесь представлены работы художника, который по праву считается одним из самых ярких представителей современного искусства Санкт-Петербурга.![]() «Мы открываем сегодня выставку, которую готовили более двух лет. В последние годы для нас стало традицией представлять проекты, которые направлены на сохранение наследия художников. В случае с Николаем Сажиным пока мы совершили только первый шаг в этом направлении, однако сотрудничество с его мастерской и изучение его творчества не закончится лишь выставкой. После ее завершения наш музей получит в дар целый комплекс его работ, которые будут представлены в постоянной экспозиции. Хочу особо подчеркнуть, что все 103 работы, выставленные здесь, получены из одних рук — непосредственно из мастерской художника. Часть их перед выставкой была отреставрирована нашими специалистами», — рассказал директор ЕМИИ Никита Корытин. ![]() Эксперты отмечают, что для знатоков искусства Николай Сажин — это целая эпоха, начало которой следует искать на первых публичных выставках неформальных художников, которые состоялись в Ленинграде в ДК им. И.И. Газа в 1974 году и в ДК «Невский» в 1975-м. Николай Сажин принимал самое непосредственное участие в неофициальной художественной жизни Ленинграда и уже с 1971 года выставлялся на многочисленных «квартирниках». Одновременно, несмотря на оппозиционные традиционному искусству взгляды, Сажин получил образование в академических учебных заведениях — Таврическом художественном училище, а затем Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. ![]() Художник-интеллектуал и нонконформист, за годы смелых экспериментов он выработал свой собственный и узнаваемый стиль. Его творчество характеризуется пристрастием к гротескному и ирреальному, тягой к нестабильным и пограничным состояниям, в основе которых лежат извечные инстинкты жизни и смерти, их взаимодействие и взаимопревращение. Именно этот подход отличал Николая Сажина от многих его коллег, причем не только в 1970-е годы, но и до самой смерти мастера в 2019 году. ![]() «В некоторой степени мы можем считать этого художника родным, потому что родился он на юге Урала — в Челябинской области. Хотя, большую часть жизни провел в Санкт-Петербурге. Это не просто выставка, а шаг к тому, чтобы наследие было сохранено. Мы представляем действительно крупную фигуру последних 50 лет в российском искусстве, — подчеркнул куратор выставки, научный сотрудник сектора отечественного искусства XX-XXI веков ЕМИИ Глеб Савенко. ![]() Исследователи зачастую определяют произведения Сажина как фантастический реализм. Они представляют собой сложные картины, где причудливым образом преломляются языческие и фольклорные мотивы. В ряде работ прослеживается увлечение мастера творчеством Павла Филонова с его ориентацией на «сделанность». ![]() Постоянными героями картин Сажина являются причудливые южные тыквы-горлянки, также называемые калебасами. Из них он создает универсальные символы, которые каждый зритель может наполнить своими значениями. Стилизованные тыквы на его полотнах буквально ведут отдельную жизнь, порой наполненную драматизмом. ![]() Еще одним важным мотивом в творчестве Сажина являются черепа животных, или «Йорики», как называл их сам автор. Они — постоянные обитатели его мастерской, соседствующие с тыквами, лягушками и деревянными корягами. К их натурным формам Сажин неоднократно обращался в поисках символа смерти в некоторых произведениях. Нельзя не отметить и целый ряд работ, благодаря которым появилось название выставочного проекта. Коконы в разнообразных их проявлениях занимают важное место в творчестве художника. ![]() «Название действительно очень точное и значимое. Место рождения Николая Сажина — Урал — стал первым окном в мир для будущего художника. Здесь формировались его детские впечатления и ощущения. И это был первый кокон. Следующим важным этапом стал переезд с семьей в Выборг. Это был уже большой европейский город с совершенно иной структурой жизни. Если уральский период можно назвать временем накопления эмоционального опыта, то европейский этап стал периодом интеллектуального развития. И это тоже кокон, в котором Николай формировался как художник. И мастерская его — еще один кокон, который он сам себе создал», – отметила вдова художника Елена Сажина. ![]() В целом выставочный проект «Покидая кокон: Живопись Николая Сажина» построен на контрасте двух важнейших для художника тем: Эроса и Танатоса. Эти понятия, введенные в научный оборот Зигмундом Фрейдом, обозначают два противоположных стремления психики: тягу к размножению и влечение к возврату в неживое состояние. Для выражения столь фундаментальных идей Сажин изобрел собственный, узнаваемый язык и пластические формулы. ![]() Выставка «Покидая кокон. Живопись Николая Сажина» будет представлена в Большом выставочном зале центра «Эрмитаж-Урал» по адресу ул. Вайнера, 11, до 26 октября 2025 года. Вернуться назад |