
«Это первая специализированная крупная выставка кусинского художественного литья из чугуна, которое на протяжении всего своего существования оставалось в тени более известного каслинского. Наш проект призван исправить эту ситуацию и в полной мере раскрыть удивительный мир кусинского литья, которое от каслинского отличается, в первую очередь, совершенно иным модельным рядом», — рассказала заместитель директора по выставкам ЕМИИ Екатерина Корнеева.

На выставке, открывшейся в субботу в корпусе отечественного искусства на ул. Воеводина, 5, представлено более 300 произведений кусинского художественного литья из чугуна XIX-XX веков из собрания ЕМИИ, Государственного исторического музея Южного Урала, Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера, Златоустовского городского краеведческого музея и частных коллекций.

«Мы привезли 37 предметов, в том числе дореволюционные предметы, а также часть экспонатов советского времени. Есть редкие экспонаты, которые относятся к советскому периоду отливок, но выполнены по дореволюционным моделям. На постаменте можно увидеть два клейма — 1960 год и орел, клеймо, которое ставилось до революции. Такое встречается достаточно редко», — рассказала начальник департамента научно-хранительской и реставрационной деятельности Государственного исторического музея Южного Урала Елена Петрова.

Кусинский завод Златоустовского горного округа Уфимской губернии был основан в 1778 году как чугунолитейный и железоделательный.
Художественное литье здесь освоили позже, чем на остальных уральских заводах. Одобрение на изготовление первых образцов художественного литья было получено от Горного департамента в 1883 году — такая процедура обусловлена тем, что кусинские заводы находились под казенным управлением. К началу XX века в прейскурантах значилось уже 423 наименования отливок.

Столь успешное развитие художественного направления на местных заводах связано с уникальными природными условиями Южного Урала. Месторождения железной руды обеспечивали сырьем, большое количество озер и рек давало столь необходимую для производства воду, леса предоставляли древесный уголь — один из важных элементов для выплавки высокого качества чугуна. Необходимым условием для формовки изделий являлось и наличие уникальных по составу песков.

Начав с известных каслинских моделей, Куса вскоре сформировала свой ассортимент. Большую роль в разработке оригинального модельного ряда сыграло воспитание собственных скульпторов. Обучение талантливой уральской молодежи в Москве в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище позволило скомплектовать модельный ряд высокого профессионального уровня.

Одним из самых талантливых выпускников стал Федор Васенин, который выполнил ряд моделей в различных стилях. Декоративные и функциональные предметы в стиле модерн, так характерные для эпохи рубежа XIX-XX веков и отвечающие общим эстетическим устремлениям времени, были популярны у публики.

«Это первый большой проект, который посвящен кусинскому художественному литью, и начинаем мы его с фотографии. Многим известен снимок каслинских мастеров, но кусинские рабочие тоже сфотографировались примерно в это же время, около 1900 года, и тоже с предметами, которые они в то время готовили. Часть этих работ представлена на выставке, многие из них узнаваемы. Мы сознательно не брали всем известные отливки, которые дублировались на предприятиях, а постарались показать уникальность Кусы», — добавила куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Ксения Гилева.

В советскую эпоху с Кусинским заводом сотрудничали такие известные скульпторы, как Ян Верич, Андрей Марц, Константин Глинтерник. Большое значение для расширения ассортимента имели модели региональных скульпторов: В.А. Говорухина из Свердловска, Г.П. Панова, П.Я. Фоминых, Л.Н. Головницкого, И.В. Бесчастнова из Челябинска. На производстве работали и местные мастера А.А. Марков и В.П. Киселев, которые выполняли модели декоративного характера.

Выставка «Неизвестная Куса» будет представлена в залах корпуса отечественного искусства ЕМИИ на ул. Воеводина, 5, с по 29 июня 2025 года.