Дата: 14.01.2022

Три сценария для бизнеса

Три сценария для бизнесаВласти Свердловской области продлили до 20 января 2022 года отмену QR-кодов для общепита, фитнес-центров, магазинов и других заведений с отдельным входом. Соответствующий указ подписал губернатор Евгений Куйвашев. Уточним, что ранее для учреждений в отдельно стоящих зданиях «QR-каникулы» действовали до 15 января, а для торговых центров — до 20 января. Новый указ уравнял эти объекты, и теперь перед ними есть три варианта дальнейшего развития событий.

Первый сценарий — «QR-каникулы» будут продлеваться. Это самый лучший сценарий для бизнеса, поскольку позволит предпринимателям работать без ограничений. Для них это особенно важно, ведь они до сих пор не оправились от «коронакризиса» и в большинстве случаев не вернулись к «допандемийным» показателям. До сих пор многие бизнес-объекты должны выплачивать долги за 2020 и 2021 годы. Речь идет как о налоговых платежах, так и, например, аренде.

Также следует добавить, что, например, для общепита период после Нового года — один из худших в году. Поэтому для него особенно важно не иметь каких-либо ограничений. Тем более следует учесть, что введение QR-кодов пришлось на предпраздничный сезон, когда активность клиентов, напротив, должна быть пиковой. Но необходимость проверки документов отрицательно сказалась на ресторанах.

К тому, чтобы отказаться от QR-кодов, располагают и текущие итоги прививочной кампании. Главный санитарный врач Свердловской области Дмитрий Козловских во время брифинга сообщил, что в регионе вакцинировано 57% от всего населения и 71,8% взрослых граждан. Коллективный иммунитет составляет 65%.

Вдобавок стоит помнить, что QR-коды — это не единственное санитарное требование, которое обязан выполнять бизнес. Это также обязательная дезинфекция помещений, ограничение на количество посетителей, масочный режим и так далее.

Кроме того, бизнес неоднократно высказывался о готовности сотрудничать с властями в вопросах профилактики коронавируса и стимулирования людей к вакцинации. Например, фитнес-центры предлагали проводить акции для привитых граждан. И такой прецедент в декабре действительно был: привившиеся получали сертификат на неделю занятий в одном из фитнес-клубов города.

Другой сценарий был озвучен на брифинге заместителем губернатора Павлом Крековым. Он предполагает проверку QR-кодов только при пиковой нагрузке (например, в праздничные и выходные дни).

«Вероятнее всего, мы как минимум вернемся к варианту сочетания работы учреждений по QR-кодам в те времена, когда пиковая нагрузка существует и больше всего людей находится в торговых центрах. Тогда, когда людская нагрузка будет существенно снижаться, возможно, будет вход без QR-кодов», — сообщил замгубернатора.

Этот сценарий также отрицательно скажется на бизнесе, поскольку потери части клиентов, да еще и в часы пик, неизбежны. Вдобавок вызывает вопросы организационная сторона дела — по какому принципу проверки будут вводиться? Один из предложенных П. Крековым вариантов — введение QR-кодов по выходным. То есть тем же торговым центрам придется каждый раз заново перекрывать входы и разделять потоки. Вдобавок некоторые учреждения нанимали отдельных сотрудников специально для проверки QR-кодов. Получается, что им придется и дальше выделять деньги на таких работников, но трудиться они будут, условно, уже два дня в неделю.

Опять-таки непонятно, как это будет касаться отдельно стоящих заведений. Например, в некоторых фитнес-клубах часы пик возникают не в выходные дни, а по вечерам в будние дни, когда клиенты приходят тренироваться после работы. Значит ли это, что до 18 часов QR-коды проверяться не будут, а после — будут? Причем в каждом заведении пиковая нагрузка приходится на разное время, поэтому вопрос, как вводить для них единые правила, остается открытым.

Худшим вариантом для предпринимателей является полный возврат QR-кодов. Убытки бизнеса подсчитать легко — если в Свердловской области вакцинировано 57% процентов граждан, то количество потенциальных посетителей снижается минимум на оставшиеся 43%. Сюда же стоит добавить, что некоторые люди просто не захотят постоянно носить с собой документы и каждый раз проходить процедуру проверки QR-кода.

То, что потери превышают долю невакцинированного населения, подтверждается в открытых письмах, которые осенью и зимой писали отраслевые сообщества. Например, Свердловское отделение Российского совета торговых центров сообщало, что после 30 октября, когда были введены QR-коды, посещаемость уменьшилась на 40-50%, выручка арендаторов — на 40-70%, а для малого и среднего бизнеса — на 70-80%.

Схожие цифры называл вице-президент Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области Олег Пономарев — у кафе и ресторанов снижение доходов достигало 70%. Хуже всего пришлось ночным заведениям (барам и клубам), поскольку до объявления «QR-каникул» они не могли работать в ночное время. Из-за этого их потери могли превышать 90%.

То, что для бизнеса возврат QR-кодов будет фатальным, доказывает, что некоторые заведения попросту не смогли пережить этот период. Екатеринбургский ресторатор Олег Ананьев объявил о закрытии и продаже своего ресторана буквально за несколько часов до того, как QR-коды были отменены. После новогодних каникул в центре города был выставлен на продажу ресторан грузинской кухни.

«Праздники мы хорошо отработали, но в общепите всегда конец января и февраль месяцы с низкой посещаемостью. У нас больше нет возможности вкладывать свои средства, и было принято такое решение. Сейчас хотелось бы оставить эту концепцию, интерьер, поэтому ищем покупателя, который продолжит работу», — прокомментировала это решение собственница заведения Елена.

Таким образом, полный возврат QR-кодов сопряжен с большими рисками для бизнеса. Многие заведения могут не справиться с новыми ограничениями. Это невыгодно и самим властям, поскольку предприниматели и их сотрудники — это налогоплательщики. Текущая эпидемиологическая ситуация явно лучше, чем в период, когда ограничительные меры вводились, что также располагает к полной отмене QR-кодов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать