Дата: 15.03.2016

Внутренний туризм: Призрачные успехи

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comСнижение возможностей россиян отдыхать за рубежом, связанное с экономическим кризисом и непростой политической обстановкой, спровоцировало рост интереса граждан к внутреннему турпродукту. Однако, по мнению части экспертов, Свердловская область не воспользовалась в полной мере данной ситуацией для развития внутрирегионального рынка туристических услуг. Так, отдельные удачные инициативы частных инвесторов не смогли скомпенсировать поражения региона в конкурсах на участие в федеральных целевых программах, связанных с привлечением субсидий из госбюджета.

Аналитики рынка неоднозначно оценивают итоги развития внутрирегионального туризма в 2015 — начале 2016 года. Среди позитивных моментов они отмечают шаги, предпринятые профессиональным сообществом для повышения уровня событийных мероприятий, проводимых в Свердловской области и Екатеринбурге, а также для создания межрегиональных проектов.

«Благодаря поддержке событийных мероприятий в муниципалитетах улучшилась их инфраструктура, расширены линейки продуктов туроператоров. Только за прошедший год в Екатеринбурге открылось более 10 новых гостиниц разной звездности, во время выставок «Иннопром» и «RAE» не было свободных мест в отелях в стокилометровой зоне вокруг места их проведения. Въездной турпоток в 2015 году достиг примерно 2,5 млн туристов, что превышает показатели прошлых лет», — рассказала на пресс-конференции директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.

По ее словам, если раньше 80% в структуре турпотока составлял деловой туризм и только 20% культурно-познавательный, то на сегодняшний день доля последнего выросла до 37%. Также увеличивается число самостоятельных путешественников, посещающих достопримечательности Екатеринбурга, Нижнего Тагила, путешествующих по маршрутам «Самоцветного кольца Урала». Есть перспективы и по привлечению иностранных туристов, в частности, из Китая.

«Сегодня заканчивается инфотур для китайских туроператоров по маршруту «Великого чайного пути». Он проходит через три округа и шесть крупных российских городов, в том числе Екатеринбург, и организован без участия федерального финансирования. В ходе тура представители китайского турбизнеса, знающие в основном Москву и Санкт-Петербург, увидели много новых аспектов, в том числе зимнюю Россию. Мы надеемся, что проект поможет привлечь в регионы стабильный поток платежеспособных туристов из Китая», — отметил заместитель генерального директора по развитию ООО «РЖД Тур» Александр Львов.

Впрочем, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев полагает, что для успешной реализации подобных проектов необходимо включение Свердловской области в соответствующие федеральные целевые программы. За счет инициатив частных инвесторов регион не сможет достичь существенных успехов в развитии масштабного внутреннего турпродукта.

«То, что мы не встроены в федеральную программу «Великий чайный путь», хотя находимся на пути следования данного маршрута, лишает регион от 9 до 23 тыс. гарантированных туристов. Этот поток обеспечил бы работой турфирмы, предприятия общепита, позволил привлечь дополнительные инвестиции и налоги в бюджет, что очень важно в непростое для экономики время», — пояснил он.

По словам Михаила Мальцева, почти все успешные проекты, реализованные в 2015 году в регионе, локализованы в Екатеринбурге и осуществляются силами частных инвесторов. Они никак не связаны с концепцией развития туротрасли в целом и развиваются не благодаря, а вопреки деятельности региональных структур.

«Область не вошла ни в одну федеральную целевую программу, исключена из программы субсидирования детских поездок, по-прежнему не получила государственного финансирования по проекту «Самоцветное кольцо Урала». В национальном туристическом рейтинге регион занял лишь 24 место, что для него недостойно и унизительно. Вся эта череда поражений говорит о неэффективности работы областного отраслевого министерства, особенно в части взаимодействия с федеральной властью. С этой точки зрения для Свердловской области 2015 год можно назвать провальным», — пояснил Михаил Мальцев.

Таким образом, несмотря на отдельные успехи, устойчивой положительной динамики на рынке въездного и внутреннего туризма Свердловской области сегодня эксперты не наблюдают. По оценкам участников рынка, основным препятствием для ее формирования является отсутствие эффективного взаимодействия органов власти с профессиональным сообществом региона. Впрочем, эта проблема существует уже не один год, конструктивных путей ее решения до сих пор не найдено.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать