Дата: 20.10.2011

Реклама IKEA, распространявшаяся в Екатеринбурге, признана побуждающей к совершению противоправных действий

УрБК, Москва, 20.10.2011. Комиссия Федеральной антимонопольной службы РФ признала ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламу мебельного магазина IKEA. Рекламный видеоролик распространялся на телеканалах «Домашний», «Россия», «Пятый» в январе 2011 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Омске и Кемерово. Рекламодателю — ООО «ИКЕА ДОМ» — комиссия ФАС России выдала предписание о прекращении нарушения. Материалы дела переданы должностному лицу ведомства для возбуждения дела об административном правонарушении для определения размера штрафа.

Напомним, экспертный совет по применению законодательства о рекламе при ФАС России в июле этого года рекомендовал ведомству возбудить дело по признакам нарушения закона о рекламе. С учетом общего зрительного восприятия этой рекламы члены совета признали в ней наличие признаков нарушения пункта 1 части 4 статьи 5 закона о рекламе, так как в ней в качестве преимущества объекта рекламирования демонстрируется возможность нарушения режима тишины в позднее время.

В рекламном ролике показывается шумная семейная вечеринка в позднее вечернее время, вызвавшая возмущение соседей. Реклама содержит сцену диалога между соседями.

Соседка звонит в дверь шумной квартиры, шум стихает.

— Ну, может уже хватит этого тынц-тынц-тынц? — спрашивает она возмущенно у открывшего дверь хозяина квартиры.

— Клавдия Васильевна, а мы спим уже давно! — отвечает он, широко распахивая дверь и показывая лежавшего под одеялом члена семьи. Тем самым хозяин дает понять соседке, что наступило ночное время и вечеринка закончилась.

«Однако, как только дверь закрывается, вечеринка возобновляется. Участники вечеринки складывают софу, вновь ставят закуски на стол, достают диско-шар, включают музыку, свистят в свисток и танцуют. Видеоряд заканчивается обращением к потенциальным покупателям: «Благодаря ИКЕА Вы можете быстро и без лишних усилий превратить гостиную в спальню и наоборот. ИКЕА, а дома лучше!» — напоминают в ФАС.

Анализ законов субъектов Российской Федерации свидетельствует о наличии норм, защищающих покой и тишину в местах проживания граждан.

В силу статьи 4 закона Московской области нарушение тишины и покоя граждан в ночное время влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Согласно статье 1 этого закона под ночным временем понимается период времени с 22:00 до 6:00 в рабочие дни и с 23:00 до 9:00 в выходные дни (суббота, воскресенье).

В соответствии со статьей 3.13 Кодекса Москвы об административных правонарушениях действия, нарушающие тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов на установленных законодательством города Москвы защищаемых территориях и в защищаемых помещениях, влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.

В силу статьи 30 закона об административных правонарушениях Кемеровской области совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, в том числе личные действия граждан, механических средств и технических устройств, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения, влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.

Аналогичные наказания за такие действия предусмотрены статьей 4.2 закона об административных правонарушениях в Новосибирской области.

Согласно статье 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях действия, нарушающие тишину и покой граждан с 22:00 до 8:00, а равно использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, в киосках, павильонах, на балконах или подоконниках при открытых окнах, громкое пение и игра на музыкальных инструментах в общественном транспорте и иное нарушение тишины и общественного спокойствия влекут предупреждение или наложение административного штрафа.

Таким образом, реклама мебельного магазина «ИКЕА» побуждает к совершению противоправных действий, что является нарушением пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать