Бренд Екатеринбурга: приоритетная задача
На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель главы администрации города Виктор Контеев
— Как вы оцениваете результаты работы потребительского рынка в 2010 году?
— Официальная статистика говорит, что 2010 год — это первый посткризисный год, и, без всякого сомнения, мы надеялись и получили рост по товарообороту на уровне 13%, более 60 млрд. мы добавили к факту 2009 года. Это серьезный вклад в городскую казну, в доходную часть бюджета. Мы видим, что покупательская способность и объем реализации по многим товарным группам возросли. Конечно, хотелось бы лучше. Мы ожидали, что декабрь будет позитивней, но, к сожалению, он таким не получился. Тем не менее 13%-ный рост все же есть.
— Как эта динамика отражается на количестве жалоб?
— Главным экзаменатором для нас является житель, покупатель нашего города. Совсем недавно мы оценивали проект «266-33-33. Отвечает Контеев», по которому с 2004 года к нам поступило порядка 14 тыс. обращений.
Каждый год мы наблюдаем динамику снижения количества жалоб на работу потребительского рынка. Это как раз показатель и для коллег, и для нас, что сфера идет в нужном направлении, решает самые сложные и горячие проблемы, которых бывает десятки.
К примеру, 4 года назад одной из сложных проблем было качество продаваемой обуви. В течение 3 лет за счет обучения и повышения квалификации продавцов, товароведов, работая с недобросовестными поставщиками, нам удалось принципиально изменить ситуацию. Сегодня мы видим минимизацию количества таких обращений.
Также очень серьезной была проблема качества продовольственных товаров. Сказать, что мы решили ее, сегодня нельзя. Тем не менее в результате появился проект «Екатеринбургское качество», уже порядка 80 предприятий имеют такой знак. Подобный мониторинг, обращения, работа с покупателями дает нам безусловный импульс и дает право изменить ситуацию и выявлять наиболее горячие точки.
— Как обстоит дело с производством продуктов питания?
— Вот уже на протяжении 5 лет наша пищевая промышленность работает очень достойно. У нас около 95 предприятий, которые выполняют практически все заявки торгующих организаций. Кроме того, более 600 наименований товара вышло со сниженной ценой, то есть с такой ценой, которая позволила увеличить покупательские способности приобрести произведенные нашими пищевиками продукты. Здесь определенный есть позитив — более чем 10%-ный рост объема производства.
— Каковы итоги работы легкой промышленности Екатеринбурга?
— Нас радует, что начала реанимироваться, восстанавливаться и даже развиваться столь нехарактерная отрасль города. Я вспоминаю, как 6 лет назад мы провели мониторинг среди горожан по поводу того, как они относятся к одежде, обуви, товарам, произведенным в нашем городе. Они сказали тогда, что она доброкачественная, устраивает по цене и должна производиться в больших объемах.
Те 20% роста, которые дали наши предприятия — а их более 40, — без всякого сомнения, это очень серьезная работа дизайнеров, конструкторов и так далее. И без всякого сомнения, это показатель наличия связи между производством и торговлей, потому что предприятия начали производить то, что продается торговлей.
Поэтому блок производства мы оцениваем позитивно по итогам 2010 года и считаем, что должны по определению производить больше товаров, которые уже оцениваются положительно нашими горожанами.
— Что происходило в сфере розничной торговли?
— У нас давно нет резких колебаний по количеству предприятий, но, тем не менее, мы каждый год добавляем объем вводимых торговых площадей. У нас сегодня самый высокий показатель по России — 995 кв. метров на тысячу жителей. Поэтому мы считаем, что спрос на рынке в 2010 году на торговые площади удовлетворен. Тем не менее мы ставили помимо количественных параметров и задач и качественные. К сожалению, сказать, что все вводимые площади соответствовали нашим пожеланиям, нельзя. И поэтому акцент в 2011 году мы делаем на высокопрофессиональные концептуальные площади.
— В Интернете появились эскизы проекта 4-й очереди торгового центра «Гринвич», которая будет возведена на месте нынешней автопарковки со стороны улицы 8 Марта. Действительно ли планы девелопера таковы?
— Это действительно будет так. Место очень хорошее, и девелоперу грех не использовать это месторасположение. Надо сказать, что «Гринвич» очень профессионально работает, это один из самых высокозаполняемых торгово-развлекательных центров на сегодняшний день, один из лучших по покупательскому трафику. Поэтому считаю, что проект абсолютно реальный, перспективный, надеюсь, что в заявленные сроки четвертая очередь будет запущена.
— Как развивается сфера торговли автомобилями? По некоторым данным, наши продавцы автомобилей не догоняют по объемам среднероссийский уровень по отдельным маркам.
— Это не совсем так. Чтобы купить японский автомобиль, нужно сегодня простоять в очереди 7 месяцев; чтобы купить наши «Жигули» по программе утилизации, нужно потратить 3–4 месяца. Поэтому, возможно, кто-то лукавил, занижал свои объемы. Екатеринбург всегда был одним из лидеров продаж автомобилей.
Что повлияло в 2010 году на эти показатели? Безусловно, макроэкономика. Второе — очень активная работа автопроизводителей с банками. Здорово сработала федеральная программа утилизации. В этом году она будет продолжена по грузовым автомобилям.
Также свою роль сыграло кредитование наших частных и государственных банковских структур. Сегодня мы видим, что оно начало восстанавливаться. 2009 год был переломным — очень большое недоверие ко всему потребительскому кредитованию. Сейчас все больше и больше людей вновь пользуются потребительским кредитованием. Только ленивый не может купить автомобиль.
Примерно до 30% идет увеличение динамики объема продаж в 50 автосалонах Екатеринбурга. В этом году мы получили в копилку еще один автосалон, в 2010 году мы получим порядка двух.
Какие факторы еще влияли на развитие продаж автомобилей? Конечно, это 426 автосервисов, которые сейчас работают в Екатеринбурге. Нам удалось снизить нормо-час, повысить конкурентоспособность, качество и уровень подготовки, что опосредованно, но тоже влияет на продажи.
— Насколько успешно развивается оптовая торговля?
— Оптовое звено было тем направлением, которое провалилось в 2009 году до 30%. В 2010 году оптовики, напротив, добавили более 20%.
На нашем рынке работает более 400 оптовиков, и их количество растет. Мы прекрасно понимаем, что без оптового звена никогда между производством и торговлей не будет настоящей логистики и своевременного поступления товара на прилавки.
— Однако количество вводимых складских площадей оставляет желать лучшего...
— Действительно, на сегодняшний день складских помещений вводится крайне мало. Для нас это проблема, и поэтому сейчас мы делаем акцент на возрождение и восстановление девелоперских проектов по высокопрофессиональным складским площадям.
— Как проявила себя сфера общественного питания в 2010 году?
— Мы достаточно высоко оцениваем итоги работы в этой сфере. Например, у нас добавились чайные и кофейни (15 и 10 соответственно).
Основными же направлениями по увеличению количества предприятий являются кейтеринг, отделы кулинарии и такие специфические предприятия, которые работают в деловых центрах. Тем не менее тяжелый 2009 год для общественного питания удалось пережить и даже вырасти на 15%.
— В кризис люди, желая сэкономить деньги, нередко отказывались от покупок, обращаясь в мастерские для ремонта старых вещей. Как это отразилось на объемах рынка?
— Бытовое обслуживание дало в 2010 году около 9 млрд. руб. Рынок прирос на 500 предприятий по 42 видам услуг. Это швейные ателье, ремонт часов, обуви, изготовление печатей и штампов и так далее.
Для основных категорий населения мы эту социальную услугу закрыли в полном объеме. Ведь она создана именно для тех, кто не может приобрести новую вещь.
— Наши производители традиционно жаловались на крупные международные сети, такие как «Метро», «Ашан». Меняется ли ситуация в лучшую сторону?
— Безусловно, и «Ашан», и «Метро» — это два серьезных международных оператора. Когда они пришли к нам, у них были свои корпоративные требования к заключению договоров. Допустим, «Ашан» начинал с объема заключенных договоров с нашими производителями на уровне не более 7–8%. Сегодня больше 40% поставляемых товаров производится именно нашими городскими, областными предприятиями.
Что произошло? Во-первых, общими усилиями нам удалось убедить центральный офис «Ашана», чтобы они делегировали большие права местному «Ашану» для заключения договоров. И второе, мы с «Ашаном» провели не одну встречу по вовлечению в оборот новых производителей. Да, у них высокие требования к производителям, очень серьезное отношение к договорной кампании, но, тем не менее, те, кто вошел в договорную орбиту с «Ашаном», довольны работой с сетью. «Ашан» учит наших пищевиков работать по-европейски.
Сложнее ситуация с «Метро». В Екатеринбурге функционирует уже 3 гипермаркета этой сети. При этом у них не столь быстрый прогресс по местным производителям. Тем не менее с нашей стороны идет постоянное предложение по увеличению поставок нашего ассортимента. У них тоже достаточно жесткий договор, но это также определенная школа для наших производителей, которая позволит адаптироваться в более конкурентных условиях. Мы видим определенный позитив в этой области. То, что было 4 года назад, и то, что сейчас, — разница есть.
Есть два фактора, способствующих этому. Во-первых, экономический. Завозить товар из центральной части России или Европы стало дороже. Во-вторых, фактор конкурентоспособности. Наши пищевики уже работают очень профессионально и могут «Ашану» и «Метро» предложить тот товар, который будет пользоваться спросом.
— Каких результатов удалось достичь в отношении офисных площадей?
— В Екатеринбурге функционирует 65 деловых центров, и сегодня мы ставим перед собой несколько задач.
Во-первых, ввод новых офисных площадей. В прошлом году у нас заработал всего один деловой центр. Сейчас оцениваем емкость этого рынка, для того чтобы правильно составить свои планы, но прежде всего — это новое строительство. У нас получается порядка 7–8 объектов, перешедших из 2010 года. Наша задача, чтобы они были введены в 2011 году.
Во-вторых, в прошлом году мы сертифицировали на классность «А», «B» и «С» четыре деловых центра. Еще порядка 20 объектов должны получить сертификаты в этом году. Для чего? Мы должны быть максимально адаптированы к европейским стандартам и нормативам. И любой арендатор, который хотел бы взять офисы в Екатеринбурге, Париже или Германии, знал бы, что в Париже и Екатеринбурге класс «А» — это одно и то же. Через стандартизацию этих подходов и корпоративных требований мы эту работу обязательно проведем.
Следующая задача по деловым центрам — это требования к инфраструктуре. В каждом деловом центре обязательно должно быть общественное питание, банковские услуги, бытовые услуги и так далее, которые максимально могли бы быть использованы арендаторами.
— Согласно последней статистике Гильдии управляющих и девелоперов, Екатеринбург находится едва ли не на последнем месте по количеству сертифицированных деловых центров. Как будет решена эта проблема?
— Мне было обидно увидеть такой результат, потому что мы вместе с петербуржцами начинали работу по классификации. Где-то мы немножко растерялись. Поэтому я уже сказал и Андрею Брилю, руководителю екатеринбургского представительства гильдии, и моим коллегам, что недопустимо, начав так мощно эту работу, плестись где-то в хвосте. Будем нагонять в 2011 году. Из 65 бизнес-центров около 30 уже дали согласие на участие в проекте. Поэтому группе, которая проводит сертификацию, нужно максимально активно, по 7–9 деловых центров, сертифицировать.
— Какие еще требования выдвигаются к деловым центрам со стороны администрации?
— Обязательным является наличие конгресс-зала для развития MICE-индустрии в Екатеринбурге. Неслучайно сегодня конгрессная деятельность набирает обороты. Город Екатеринбург становится все более привлекательным для этих целей. Поэтому в каждом деловом центре должны быть профессиональные конгресс-залы. И исходя из этого, безусловно, мы должны сформировать рынок аутсорсинга для управляющих компаний. К сожалению, многие девелоперы пока используют старый опыт. То есть они сами пытаются управлять построенными ими объектами. А мы хотели бы, чтобы на этом рынке были профессиональные управляющие компании. Я объект построил, я с рынка аутсорсинга взял эту услугу и передоверяю управляющей компании профессионально работать в этом деловом центре.
— Понятно, что работа в сфере деловых центров направлена в основном на крупные компании, способные арендовать площади в высококлассных объектах. Как быть с малым бизнесом, который не может позволить себе такие траты?
— У нас есть сеть бизнес-инкубаторов, которая готова предоставить по дням, возможно, даже по часам минимальный объем офиса для малых компаний, от 10–15 кв. метров. Кроме того, они готовы предоставить услуги бухгалтерские, правовые и так далее, с тем чтобы минимизировать управленческие расходы для малых предприятий.
— Однако такая услуга предоставляется далеко не всем желающим. Для попадания в бизнес-инкубатор существует конкурс...
— Есть конкурс, потому что, действительно, бизнес-инкубаторов не хватает. Но, допустим, есть территории, на которых продолжает работать малый бизнес, — камвольный комбинат, где работает колоссальное количество малых предприятий, завод им. Калинина, где уже более 60% малых предприятий, турбомоторный завод. Когда гиганты начали сыпаться и не могли заплатить за свои основные расходы, пошла реорганизация в малый бизнес.
— С какими основными проблемами вообще сталкивается малый бизнес в Екатеринбурге?
— Если говорить о «самых маленьких», то сегодня основной проблемой для них является дефицит производственных площадей. Поэтому есть несколько вариантов, которые мы продолжаем развивать.
Во-первых, продолжаем работать над двумя землеотводами в районе Ново-Свердловской ТЭЦ и Горного Щита, где, создав инженерную инфраструктуру, мы могли бы построить десятки новых малых производственных предприятий.
Вторая проблема — финансы. Сказать, что мы очень сильно помогли «малышам», я бы не спешил. Потому что ни фонд предпринимательства, ни банковские структуры в полном объеме заявку не удовлетворили ни по срокам предоставления, ни по объему, ни по учетной процентной ставке. Это проблема, которая есть, которой надо заниматься постоянно.
Третья проблема — кадровая. Допустим, в легкой промышленности колоссальный дефицит швей. Они готовы дальше развиваться, но не хватает около 300 человек. Примерно такая же ситуация у мебельщиков и многих других. И поэтому с 27 учебными заведениями, с которыми мы работаем по повышению квалификации, идет и проект профориентации старшеклассников. Мы должны помочь укомплектовать кадрами наш малый бизнес. Пока, к сожалению, много деклараций и мало помощи, главное же в производственном малом бизнесе — не заменять собой крупные компании, а дополнять их ассортиментом, качеством.
— На какой стадии в настоящее время находится развитие Екатеринбурга как международного центра деловых коммуникаций?
— Я всегда четко понимаю, что нужно, чтобы как можно больше людей приезжало в Екатеринбург для делового или просто туризма. Так, чтобы они прилетели, нужны профессиональные авиакомпании. У нас уже около 12 авиакомпаний, из них 6 «иностранцев». Это очень хороший показатель, и, безусловно, потенциал и конкурентоспособность на рынке авиаперевозок будет расти. От этого зависят и цены на билет и на авиакеросин. Чем выше конкуренция, тем ниже стоимость билетов.
Второе — это дальнейшая раскрутка хаба Кольцово. Задача здесь — выстроить ускоренную логистику на подводящих рейсах: Курган, Челябинск. Сегодня это начало работать. Далее — увеличить объемы перевозок и выйти на цифры 7–7,5 млн. пассажиров в год.
Следующая инфраструктура, которая работает на прием гостей, — это, конечно, отельный бизнес. У нас 95 средств размещения, мы утроили за последние 5 лет номерной фонд, довели до 7700 мест. Сегодня это активно развивающийся сегмент. В 2010 году заполняемость гостиниц держалась на уровне 65%. Это очень хороший показатель.
Здесь стоит задача более активного контакта гостиниц с туроператорами, с выставочными операторами, для того чтобы сформировать сообщество, ориентированное на индустрию гостеприимства.
Следующее — это деловые центры. 160 конференций мы провели в том году. Мы можем провести и намного больше, но наша задача сейчас — строить большие конференц-центры, вместимостью по 1,5–2 тыс. человек, в чем мы сегодня очень нуждаемся.
Система общественного питания готова принимать гостей, в том числе иностранцев. У нас 160 предприятий общепита имеют меню на английском языке и англоговорящий персонал.
Торговым центрам мы тоже ставим задачу, чтобы в зоне информации обязательно были менеджеры, разговаривающие на английском, которые могли бы сопроводить гостей.
И наконец, выставочная деятельность. Сейчас строится Международный выставочный центр, к июню 2011 года планируется сдать его первую очередь. Уже объявлен конкурс на управляющую компанию.
Последнее — это развитый рынок туриндустрии. Те компании, которые работают сейчас, могут предложить 100 маршрутов, из них 50 уже аттестовано. Аттестованы все гиды, работающие на маршрутах. Водители автобусов стали изучать английский язык. Появилась навигация на английском языке: названия улиц, остановочных комплексов и так далее. Этот пласт работы сориентирован прежде всего на создание бренда города. Его формирование — одна из главных, приоритетных наших задач.
— Что для этого делается?
— Сейчас идет обсуждение бренда столицы Урала в так называемых фокус-группах. Допустим, на этой неделе мы обсуждали в деловых центрах, до этого обсуждали в гостиницах, обсуждали в управлении культуры. Мы пытаемся пробудить интерес к этому и у наших горожан.
Наша задача — чтобы любой парижанин или немец не отличал инфраструктуру Парижа от Екатеринбурга.
— Кстати, для разработки бренда УрФУ был приглашен шведский специалист. Возможно, городу нужно последовать примеру вуза?
— Мы завидуем УрФУ, если у них есть деньги на такие проекты.
Город Екатеринбург получил в наследство от Свердловска три тяжелых фактора — это город заводов (дымящие трубы), город преступности (высококриминальная среда) и город, где расстреляли царя. Любой человек, который жил в городе, всегда воспринимал его именно так.
Сейчас, благодаря усилиям городского сообщества, средствам массовой информации, мы начали разрушать это наследие. Но должен быть новый профессиональный бренд города Екатеринбурга. Поэтому чем больше людей, жителей и профессионалов будут обсуждать этот проект и выдвигать свои идеи, тем больше вероятность того, что мы создадим такой бренд, который будет узнаваем во всех мировых центрах.