Работающие в Екатеринбурге провайдеры все чаще обвиняют управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) в противодействии. По версии поставщиков интернет-услуг, за право «зайти» на тот или иной объект им приходится платить неофициальные бонусы руководству управляющей организации. Предприниматели признают, что данная ситуация давно перестала их устраивать, но случаи обращения в ФАС и правоохранительные органы все равно носят единичный характер: договориться неофициально проще и в итоге выгоднее.
Не секрет, что наиболее приятной стороной управления жилым фондом, помимо сбора с жильцов средств за потребленные ресурсы, является сотрудничество со сторонними организациями. Новый жилой дом — привлекательный экономический объект для многих отраслей бизнеса, желающих получить на постоянное обслуживание несколько сот новых квартир. В их числе и коммуникационные компании, готовые предоставить жильцам услуги кабельного телевидения, телефонии и доступа в Интернет. Потенциальные клиенты таких компаний — жильцы — рады конкуренции, позволяющей выбрать в итоге наиболее выгодное предложение.
Единственным не заинтересованным в рыночной экономике нередко становится управляющая домом организация, предпочитающая заключать договор с одним провайдером. Зачастую условия оговариваются неофициально. В этом случае для других вход на объект практически заказан.
Провайдеры к таким ситуациям давно привыкли и охотно делятся своим алгоритмом действий.
«При обращении в «сложное» ТСЖ получаем категорический отказ: «Нам ничего не надо. У нас уже всё есть. И не звоните больше». После долгих уговоров, упоминания потенциальных абонентов, которые просто жаждут подключиться именно к нам, представитель ТСЖ все-таки соглашается на встречу. Но встретиться удается с большим трудом: представитель ТСЖ может внезапно оказаться очень сильно занятым либо просто не прийти на встречу и отключить телефон», — рассказывает о своем опыте руководитель отдела согласования ООО «Комтехцентр» (компании «Планета», «Экстрим АйТи») Виктор Каширин.
Об аналогичных проблемах говорят и в компании Convex. Как правило, сложности возникают, когда ТСЖ уже заключило договор с конкурирующей структурой и, таким образом, фактически выполняет свои «договорные обязательства». Финансовый вопрос в таких переговорах поднимается только после того, как все технические претензии исчерпываются.
Цена за подключение, как правило, выставляется заведомо неприемлемая для провайдера, и начинаются торги, затягивающиеся на несколько месяцев. В некоторых случаях без лишних церемоний предлагается заключить соглашение — только после уплаты «отката». К этому времени, как правило, пыл предпринимателей утихает, как и переговорный процесс.
«Параллельно всем этим процессам идет взаимодействие между нами, ТСЖ и потенциальными абонентами, которые сами пытаются воздействовать на правление ТСЖ с переменным успехом», — отмечает Владимир Каширин, имея в виду не только товарищества, но и УК.
В результате такой избирательности в механизме обработки абонентской заявки у телекоммуникационных компаний помимо «технической возможности» и «экономической целесообразности» появляется такой пункт, как «лояльность представителя ТСЖ или УК, принимающего решение».
По словам адвоката Ивана Кадочникова, взаимоотношения в треугольнике клиент — ТСЖ — провайдер фактически не регулируются.
«Договор о подключении заключается между клиентом и провайдером. Кабеля и вся техника, которая устанавливается при подключении, — собственность провайдера. Формально ни ТСЖ, ни УК здесь ни при чем. Однако для того, чтобы телекоммуникационная компания подключила свое оборудование, нужен допуск в дом. Вот здесь-то управляющая организация и может повлиять на ситуацию. К примеру, для установки провайдеру нужно подключение к общедомовому электрощитку. Стоимость потребленного электричества, копеечная в общем-то, раскидывается на жильцов. Но ТСЖ или УК может заявить, что не собирается вешать на жильцов чужое потребление, и элементарно не допустить к розетке», — объясняет он ситуацию.
Провайдер, конечно, может написать заявление в прокуратуру или антимонопольную службу, в котором укажет, что такая-то УК или ТСЖ мешает реализации договора между компанией и клиентом. Однако вполне очевидное решение надзорных органов, скорее всего, окажется бесполезным и неэффективным.
Прокуратура вынесет предупреждение о недопущении нарушения, реальная ценность которого — только в гербовой бумаге. И на этом все закончится. Судебная же тяжба с ТСЖ или УК не имеет практического смысла с точки зрения экономики. Провайдер просто закладывает в статьи своих расходов пункт «решение вопроса с лояльностью». Второй вариант — использование иных рычагов давления на особо строптивые ТСЖ и УК: как правило, у предпринимателей из этой отрасли уже налажены контакты с районными администрациями.
Похоже, ощущение безнаказанности вполне устраивает всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг. Как сообщила УрБК председатель ТСЖ «Ключевская-15» Анна Расюк, комментируя свой отказ в предоставлении доступа провайдеру КАБiNET, на то, чтобы «дырявить крышу из-за одного клиента», у ее организации просто нет времени.
«У нас уже достаточно провайдеров, нам ни к чему их слишком много. Все это решается на правлении, избранном из жильцов дома. А про КАБiNET я даже не хочу слышать. Я сейчас пользуюсь их услугами, — хуже, по-моему, не работает ни одна организация», — заявила А. Расюк, отказавшись от дальнейших объяснений.
Нежелательный провайдер при этом утверждает, что технических препятствий для подключения нового объекта нет. Кроме ТСЖ.
В свою очередь, противная сторона уверяет, что к провайдерам есть масса вопросов.
«Они сами, мягко говоря, не без грешка: подключив подъезд, они прекращают техническое обеспечение своего оборудования, не заботясь о том, в каком состоянии оно находится в дальнейшем. В итоге подъезды опутаны сетями проводов. Кабель бросается в подъезд, а дальше за ним присмотра нет. Когда коммуникации новые — еще более или менее, но чаще выглядят все эти провода откровенно страшно. Поэтому управляющие организации действительно нередко хотят сотрудничать с уже проверенными партнерами, предпочитая работать с ограниченным их числом», — объяснил логику действий своих коллег директор УК «ДЕЗ» Сергей Сколобанов.
Кира Вишневская