Авторская колонка
26.10.2010

Юрист Дмитрий Земеров о будущем транспортного налога

Аналитик Дмитрий ЗемеровВопрос о транспортном налоге является одним из наиболее актуальных в российском налоговом законодательстве, суть которого заключается не только в порядке его формирования, но и в регулировании бюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Основное предназначение транспортного налога — обеспечить наполняемость региональных бюджетов. Сейчас порядка 50 региональных бюджетов являются дефицитными. Изменить тенденцию можно, реформировав транспортный налог. С этой точки зрения рациональной представляется замена транспортного налога повышением акцизов на топливо, собираемость которых лучше, а экономическая целесообразность выше.

Во-первых, основными плательщиками будут те, кто активно эксплуатирует автомобили, а не формально является владельцем транспортного средства и совершает редкие «вылазки» по делам. Во-вторых, акцизы уплачиваются в течение года по факту расхода топлива, а не единовременно, как в случае с транспортным налогом, — что не столь обременительно для автовладельцев. В-третьих, платить акцизы будут производители топлива — нефтеперерабатывающие заводы. В случае справедливого ценообразования на топливо налоговая нагрузка по сравнению с транспортным налогом уменьшится.

Поступления от акцизов на бензин и дизельное топливо станут и значительным источником пополнения создаваемого федерального дорожного фонда, предназначенного для строительства и ремонта дорог. При этом целевые расходы предполагается увеличить на размер вводимых акцизов.

Следует учитывать, что внесение изменений в налоговое законодательство в части топливных акцизов требует и уточнения положения лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога. Практика акцизов не предусматривает каких-либо льгот для указанных граждан.

Отказавшись от взаимосвязи ставки транспортного налога и экологического класса автомобиля, Правительство Российской Федерации планирует в качестве компенсации введения топливных акцизов вдвое сократить базовую ставку транспортного налога. Между тем такая дифференциация обязательного платежа стимулировала бы обновление российского автопрома, побуждая автомобилистов приобретать более «дружелюбные к природе» транспортные средства. Скорее всего, неприменение новых экологических коэффициентов не является окончательным решением. На сегодняшний день в стране существует всего две лаборатории, в которых можно проверить автомобиль на токсичность и принадлежность к экологическому классу. К тому же подобная система означает более строгие требования к проведению техосмотра и повышению квалификации сотрудников Госавтоинспекции. Да и поддерживаемые государством отечественные автоконцерны пока не готовы к производству продукции, соответствующей современным экостандартам.

Наконец, еще одна дилемма, связанная с транспортным налогом, заключается в налогообложении при продаже автомобиля. Сейчас Налоговый кодекс устанавливает, что за месяц, в котором оформлена купля-продажа автомобиля, транспортный налог взимается и с продавца, и с покупателя в полном объеме. Такое положение противоречит принципам налогового права и возлагает дополнительную нагрузку на налогоплательщиков. Представляется, что разумным решением было бы установление правила о том, что транспортный налог за месяц, в котором произведена перерегистрация транспортного средства, будет уплачиваться только покупателем. Дополнительно необходимо определиться и с тем, как быть в ситуации, когда автомобиль снят с регистрации в том же месяце, в котором был ранее зарегистрирован, и по действующему законодательству налог уплачивает как продавец, так и покупатель.

По какому бы пути ни осуществлялось реформирование транспортного налога, важно, чтобы учитывались интересы и государства, и автомобилистов.
Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
30.05.2011 В ХМАО отменен транспортный налог для машин до 150 л. с.

УрБК, Ханты-Мансийск, 30.05.2011. Депутаты думы Ханты-Мансийского автономного округа приняли поправку в окружной закон ...

29.03.2011 Транспортный налог в Свердловской области будет снижаться поэтапно

«В 2011 году был принят федеральный закон, позволяющий изменять ставку транспортного налога в сторону снижения или ...

29.03.2011 Председатель комитета по бюджету свердловской Областной Думы Владимир Терешков: Ставки транспортного налога в регионе будут снижаться поэтапно

УрБК, Екатеринбург, 29.03.2011. «В 2011 году был принят федеральный закон, позволяющий изменять ставку транспортного ...

28.05.2010 Правительство РФ рассматривает вопрос об отмене транспортного налога

УрБК, Москва, 28.05.2010. Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, Правительство РФ рассматривает возможность отмены ...

03.03.2010 Транспортный налог включат в цену бензина

Законодатели поддержали идею включения транспортного налога в розничную стоимость бензина. Это приведет к росту цен ...