Какую информацию отражают финансовые рынки? Фундаментальные данные или предположения, слухи, прогнозы и способности прогнозировать оракулами финансовых рынков? Как принять единственно правильное и разумное управленческое решение на основе финансовой информации? С одной стороны, имеется лицо, принимающее управленческое решение, с другой стороны — имеются наблюдения финансовой среды в виде множества слуховых, визуальных и прочих сигналов, отражающих существенные условия финансового состояния, именуемые как финансовая информация. Чтобы получить финансовую информацию, необходимо, чтобы беспорядочная мозаика сигналов, полученных «нервными окончаниями», легла на существующую концептуальную структуру, вызывая появление явных или неявных предположений, категорий, правил, а в конечном итоге — и целевых ориентиров, на основе которых принимается управленческое решение. Этапы эволюции финансовой информации начинаются со сбора значимых финансовых факторов, классификации финансовой информации, затем происходит ее последующая обработка финансовыми методами, проведение сравнительных чтений и выработка целевых ориентиров для принятия управленческого решения.
Выбор целевого ориентира формирует способ действия на финансовых рынках, субъект получает возможность не только правильно учитывать, но и целенаправленно изменять существенные условия своего поведения. Но поведение изначально нерационально. Неполная рациональность в поведении — это ограниченность возможностей по получению и обработке необходимой финансовой информации. Что включает в себя как масштабность финансовой информации, когда она может быть легкодоступной и понятной для субъекта и ее поиск требует значительных затрат времени и ресурсов, так и сложность финансовой информации, когда существует разрыв между процессом обработки финансовой информации для принятия решений и аналитическими, вычислительными способностями субъекта. Финансовая информация — это данные, которые обладают качеством изменять предположение субъекта по поводу текущей и будущей картины мира (например, уровня цен). Принято делить финансовую информацию на «жесткую», содержащую только реальные факты, и «мягкую» информацию, которая включает прогнозы и оценочные суждения. Естественно, субъект, принимающий управленческое решение, опирается на два этих типа информации.
Знание абсолютно всей «жесткой» информации подразумевает обладание точным знанием всех прошлых событий, что практически невозможно ввиду сложности и масштабности информации. Ограниченность в информированности обуславливает сдвиг от максимизирующего поведения субъекта к наиболее оптимальному поведению, направленному на поиск удовлетворительного управленческого решения в рамках ограниченных условий. А тут тебе подают информационные прогнозы на радио и телевидении, газеты и интернет-издания пестрят броскими заголовками гуру финансовых рынков: «Присоединяйся к финансовой стратегии телевизионных аналитиков, ориентируйся на определенные типовые правила в техническом анализе, оплати новейшую экспертную систему брокеру». Финансовая информация, таким образом, тривиально интерпретируется субъектом, чтобы оказаться совместимой с ранее установленными понятиями и теориями былых успехов Д. Сороса, У. Баффета, П. Кругмана, Н. Рубини и других. Но поскольку схемы познания субъектом финансовой информации дополняются чувственными данными (уважительным отношением к успехам аналитиков, к публикуемым изданиям), одним и тем же исходным финансовым данным могут соответствовать различные структуры восприятия субъекта (лица, принимающего решение). Отсюда и возникает проблема неопределенности, финансового риска, который является краеугольным камнем любого лица, принимающего управленческое решение. Риска, связанного с изменчивостью финансовых рынков, недоступностью эффективного и оптимального прогнозирования результатов.
Субъект снимает эту неопределенность путем апеллирования к экспертам; процедура заключается в опросе ведущих аналитических компаний, обзоре прессы, очередном вопросе в вечерней телепрограмме «Наши деньги» и поиске наиболее оптимального оценочного суждения или прогноза. Таким образом, субъект принимает управленческое решение, которое построено абсолютно на «мягкой» информации, включающей прогнозы и оценки третьих лиц. В этом смысле поведение субъекта будет больше похоже на камикадзе, которого обучили простейшим навыкам управления самолетом. Летчик полностью доверяется учителю, обладателю «жесткой» информации (ему известно прошлое), и следует наветам неопределенного будущего, влияющего на текущие состояние («мягкая» информация). Это и есть принятие решений неинформированным субъектом, полностью полагающимся на своего учителя.
До тех пор пока исследования аналитиков остаются описательными, последовательность, в которой рассматриваются различные стадии принятия управленческого решения, не имеет значения. Можно обсуждать эти прогнозы сколь угодно и как угодно. Однако по мере того как возрастает роль причинно-следственного анализа, опирающегося на определенную конкретику значимых факторов, когда происходят значительные отклонения в поведении субъектов, необходимо использовать механизмы, ведущие к снижению неопределенности информационной структуры. В этом случае необходимо, чтобы аналитики раскрывали основные компоненты своих финансовых моделей, на основе которых строятся прогнозы и публикуемые финансовые стратегии. Проверка достоверности данных текущей информации, расширение перечня публикуемой дополнительной информации (опережающих и синхронных индексов) должны стать непреложными принципами при принятии любого управленческого решения. Субъект должен видеть картину в целом и концентрироваться на деталях, то есть углублять свои познания в философии и физике одновременно.