
Выбор целевого ориентира формирует способ действия на финансовых рынках, субъект получает возможность не только правильно учитывать, но и целенаправленно изменять существенные условия своего поведения. Но поведение изначально нерационально. Неполная рациональность в поведении — это ограниченность возможностей по получению и обработке необходимой финансовой информации. Что включает в себя как масштабность финансовой информации, когда она может быть легкодоступной и понятной для субъекта и ее поиск требует значительных затрат времени и ресурсов, так и сложность финансовой информации, когда существует разрыв между процессом обработки финансовой информации для принятия решений и аналитическими, вычислительными способностями субъекта. Финансовая информация — это данные, которые обладают качеством изменять предположение субъекта по поводу текущей и будущей картины мира (например, уровня цен). Принято делить финансовую информацию на «жесткую», содержащую только реальные факты, и «мягкую» информацию, которая включает прогнозы и оценочные суждения. Естественно, субъект, принимающий управленческое решение, опирается на два этих типа информации.
Знание абсолютно всей «жесткой» информации подразумевает обладание точным знанием всех прошлых событий, что практически невозможно ввиду сложности и масштабности информации. Ограниченность в информированности обуславливает сдвиг от максимизирующего поведения субъекта к наиболее оптимальному поведению, направленному на поиск удовлетворительного управленческого решения в рамках ограниченных условий. А тут тебе подают информационные прогнозы на радио и телевидении, газеты и интернет-издания пестрят броскими заголовками гуру финансовых рынков: «Присоединяйся к финансовой стратегии телевизионных аналитиков, ориентируйся на определенные типовые правила в техническом анализе, оплати новейшую экспертную систему брокеру». Финансовая информация, таким образом, тривиально интерпретируется субъектом, чтобы оказаться совместимой с ранее установленными понятиями и теориями былых успехов Д. Сороса, У. Баффета, П. Кругмана, Н. Рубини и других. Но поскольку схемы познания субъектом финансовой информации дополняются чувственными данными (уважительным отношением к успехам аналитиков, к публикуемым изданиям), одним и тем же исходным финансовым данным могут соответствовать различные структуры восприятия субъекта (лица, принимающего решение). Отсюда и возникает проблема неопределенности, финансового риска, который является краеугольным камнем любого лица, принимающего управленческое решение. Риска, связанного с изменчивостью финансовых рынков, недоступностью эффективного и оптимального прогнозирования результатов.
Субъект снимает эту неопределенность путем апеллирования к экспертам; процедура заключается в опросе ведущих аналитических компаний, обзоре прессы, очередном вопросе в вечерней телепрограмме «Наши деньги» и поиске наиболее оптимального оценочного суждения или прогноза. Таким образом, субъект принимает управленческое решение, которое построено абсолютно на «мягкой» информации, включающей прогнозы и оценки третьих лиц. В этом смысле поведение субъекта будет больше похоже на камикадзе, которого обучили простейшим навыкам управления самолетом. Летчик полностью доверяется учителю, обладателю «жесткой» информации (ему известно прошлое), и следует наветам неопределенного будущего, влияющего на текущие состояние («мягкая» информация). Это и есть принятие решений неинформированным субъектом, полностью полагающимся на своего учителя.
До тех пор пока исследования аналитиков остаются описательными, последовательность, в которой рассматриваются различные стадии принятия управленческого решения, не имеет значения. Можно обсуждать эти прогнозы сколь угодно и как угодно. Однако по мере того как возрастает роль причинно-следственного анализа, опирающегося на определенную конкретику значимых факторов, когда происходят значительные отклонения в поведении субъектов, необходимо использовать механизмы, ведущие к снижению неопределенности информационной структуры. В этом случае необходимо, чтобы аналитики раскрывали основные компоненты своих финансовых моделей, на основе которых строятся прогнозы и публикуемые финансовые стратегии. Проверка достоверности данных текущей информации, расширение перечня публикуемой дополнительной информации (опережающих и синхронных индексов) должны стать непреложными принципами при принятии любого управленческого решения. Субъект должен видеть картину в целом и концентрироваться на деталях, то есть углублять свои познания в философии и физике одновременно.