Газовые компании в Свердловской области отмечают новую волну активности сторонних организаций, которые навязывают собственникам квартир ненужные счетчики на газ по цене в несколько раз выше среднерыночной. При этом зачастую установка приборов учета проводится крайне непрофессионально, а в дополнение к ней создает серьезную угрозу безопасности жителей многоквартирных домов.
По данным группы компаний «ГАЗЭКС», наиболее агрессивную кампанию сторонние организации ведут в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Первоуральске. Стоимость их услуг колеблется от 5 и до 15 тыс. руб. в зависимости от платежеспособности потребителя.
«И если ранее сторонние фирмы раскладывали извещения в почтовые ящики, то теперь используют агрессивные методы навязывания своих услуг. Они оповещают население о проверке газового оборудования через объявления на подъездах домов, совершают поквартирные обходы, убеждают граждан, что пришли сотрудники «Горгаза». По опросам пострадавших, эти люди одеты в спецодежду, внешне похожую на форму специалистов газовой службы, они предъявляют некие удостоверения и входят в квартиры, после чего напористо начинают уговаривать установить счетчик», — комментируют в пресс-службе компании.
Наличие проблемы подтверждают в ПАО «Екатеринбурггаз». По словам представителя ресурсоснабжающей компании, помимо установки счетчиков сомнительные организации предлагают и другие услуги — установку сигнализаторов утечки газа, замену шлангов или кранов.
«Идет полное вмешательство в систему, что недопустимо. Как таковой статистики нет, но у нас десятки обращений по этому поводу. Буквально недавно была аварийная заявка на улице Советской в Екатеринбурге — был запах газа. К женщине явились домой двое молодых людей в какой-то форме, на которой написано слово «газ». Какая именно компания была, она не поняла, потому что была уверена, что пришел «Екатеринбурггаз». Они сказали, что пришли проверить газовое оборудование, зашли на кухню, посмотрели и сказали: «Вам надо установить счетчик». Ну надо, так надо. Жительница спросила, сколько стоит, они говорят: «Семь тысяч рублей, но вам, как пенсионерке, скидка — до 5,5 тысяч». Эта цена в два-три раза больше, чем у официальных газовых служб. Они оценивают платежеспособность, видят, сколько человек готов вложить, столько, в общем-то, и называют. Ну и потом практически сразу, как работники ушли, соседи женщины почувствовали запах газа и вызвали службу», — рассказали УрБК в пресс-службе «Екатеринбурггаза».
Чаще всего жертвами лжегазовиков становятся пенсионеры. Чтобы убедить потребителя установить счетчик, неизвестные называют самые разные причины — от закона об энергосбережении и постановления Региональной энергетической комиссии до финансовой выгоды от экономии. Иногда счетчик ставят во время «проверки», а потом требуют оплатить постфактум.
В «ГАЗЭКСе» констатируют: ситуация приняла вопиющий характер, и собираются обратиться в правоохранительные органы с просьбой принять меры соответствующего реагирования и защитить граждан от произвола коммерсантов.
«Газовый счетчик, прикрепленный на скотч, водопроводные шланги для газовой плиты, лишние соединения, несертифицированные краны, установка газоопасного оборудования вне норм и правил, вопреки требованиям безопасности — с такой картиной ежедневно сталкиваются сотрудники «ГАЗЭКСа» при выезде в квартиры свердловчан. Только непрофессиональной установкой счетчиков дело не ограничивается — посторонние лица вмешиваются в систему газоснабжения дома, снимают заглушки в квартирах, восстанавливают подачу газа на небезопасное газовое оборудование», — перечисляют в пресс-службе компании.
В «Екатеринбурггазе» признаются, что не представляют, как бороться с недобросовестными организациями, которые прикидываются сотрудниками «Горгаза». Проблема в том, что жители сами заключают договора, а потом подписывают акт приема работ, что не позволяет им позднее предъявить претензии. В результате устранять неполадки и недоделки приходится сотрудникам газовых служб.
«Там процедура такая: эти сторонние организации устанавливают счетчики, а дальше отправляют за опломбировкой к нам — поставщику газа. Потом наши специалисты выходят на обследование, если все нормально — пломбируют, если нет, то приходится все переделывать. Как с этим бороться, не знаем. Под мошенничество это не подходит: договоры составлены, гражданин подписывает акт приемки работ, то есть он со всем согласен. Проблемы-то начинаются потом, когда эти товарищи ушли», — рассказывают в «Екатеринбурггазе».
Единственным выходом в такой ситуации становится призыв потребителей газа к бдительности. Графики проверок газовых компаний утверждены заранее и известны управляющим компаниям. В УК «Стандарт» признают, что ранее сталкивались с такой проблемой, но после того, как в компании усилили работу по информированию жителей подведомственных домов, обращения прекратились.
«Мы усилили работу: в объявлениях на информационных досках около подъездов, на сайте и через старших по домам призвали жителей к бдительности. С тех пор к нам сигналы не поступали — последний был полтора месяца назад. Самое неприятное, что там была 80-летняя женщина, которая поддалась на уговоры и установила приборы учета, очень дорого заплатив за это. И, насколько я помню, там был некачественно проведен монтаж. Так что мы в итоге обращались, чтобы ей переделали. Она сказала, что заплатила за работу 6 тысяч, по моим сведениям, такая работа стоит намного дешевле», — сообщила пресс-секретарь УК «Стандарт» Елена Ильина.
Примечательно, что по последним изменениям в законодательстве, установка приборов учета газа необязательна в обычных жилых квартирах (за исключением случаев, когда газ используется для отопления), поэтому сотрудники газовых служб не навязывают ее гражданам. Получается, что все указанные лжегазовики, когда убеждают жителей в необходимости установить счетчики, вводят граждан в заблуждение.
В Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области, которое регулирует соблюдение прав потребителей, ситуацию оперативно прокомментировать не смогли.