Статьи
25.08.2016

Олег Коробейников: «Если первый опыт в квестах у человека оказался удачным, он пойдет играть еще»

Олег Коробейников: «Если первый опыт в квестах у человека оказался удачным, он пойдет играть еще»Партнер сети квестов «Клаустрофобия» в Екатеринбурге Олег Коробейников рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг», почему не стоит недооценивать квест-индустрию и что нужно сделать, чтобы открыть свой квест-рум.

— В последнее время в Екатеринбурге появилось много различных квест-румов. Это настолько привлекательный сегмент рынка или просто новый вид бизнеса, который интересен молодежи?

— Мне кажется, что многие думают, что это бизнес, в который можно легко войти за относительно небольшие деньги. Но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется, и когда они заходят на рынок, то ничего не понимают.

Помимо того, что много компаний в последнее время открылось, много и ушло. Недостаточно качественные квесты не могут выдержать конкуренцию и закрываются. Но есть и не очень хорошие компании, которые выживают за счет того, что демпингуют. И если у них большая экономия на аренде, персонале и качестве квеста, то они могут оставаться в прибыли.

Стоит понимать, что компании плохие не из-за того, что экономят на аренде или демпингуют, а из-за того, и это самое главное, что у них низкое качество самого продукта, а именно это отравляет рынок. Человек, который сыграл в такой квест будет думать, что все квесты такого же уровня, и вряд ли придет вновь.

— Сколько сейчас в Екатеринбурге квестов?

— Всего у нас по городу сейчас где-то 100 комнат, компаний — квест-румов — меньше. Раньше мы думали, что квест-румы не конкурируют: человек сходил в один, поиграл, потом в другой. Но сейчас компаний настолько много, что клиент может никогда не дойти до нас. А если у него первый опыт был неудачным, он подумает, что это какая-то ерунда и больше никуда не пойдет играть, еще и всем друзьям расскажет.

Так что недобросовестные конкуренты портят рынок, как и везде. Спасают отзывы, по которым сразу видно, у кого хорошие локации, а у кого – нет. Но и конкуренты не дремлют и пишут себе кучу фиктивных отзывов, поэтому лучше всего работают прямые рекомендации друзей. Кроме того, качество квест-рума можно понять по выложенным на сайте или в соцсетях фотографиям. Если они скачаны из интернета, скорее всего, люди не хотят показать, что у них в помещении на самом деле.

— Кто регулирует квест-индустрию?

— У «Клаустрофобии» есть свои стандарты качества, которые она устанавливает для франшизы. Если мы их не будем соблюдать, то нам просто не дадут открыть квест. К тому же, если мы сами пишем сценарий, то должны его согласовывать. То же самое с эскизами дизайна помещений и материалами. Например, нельзя купить стол в «Икее» и поставить его в подвал Инквизии. Каких-то государственных стандартов качества для квестов нет — модель бизнеса достаточно молодая, поэтому нет и особых требований, так что индустрию регулируют люди, которые придумывают все новые идеи.

— Что нужно для того, чтобы открыть свой квест-рум?

— В первую очередь нужна клевая команда. Необходим сценарист, который сможет писать сценарии с нетривиальными и разноплановыми заданиями: что-то на командную работу, что-то «на сделать руками», что-то «на подумать». Плюс они могут быть составными, то есть одна задача решается комплексно.

Также нужен инженер или команда инженеров, которые быстро и, что главное, в срок построят все электронные загадки. Далее необходим дизайнер, который сможет грамотно подобрать вещи для квеста. Например, если действие игры происходит в 1945 году, то все должно быть выдержано в стиле того времени. Есть клише, что для открытия квеста про старину, нужно просто зайти на Avito и купить кучу всякого хлама, а потом скинуть его в комнату и поклеить обои. На самом деле все должно быть подобрано. А на Avito покупают владельцы некачественных квестов.

— Как придумываются сюжеты для квестов?

Просто берем тему, которая нравится, и строим вокруг нее квест. Нужно определить главную цель, что нужно сделать игрокам, продумать антураж, музыкальное сопровождение. Если сам увлечен этой темой, то и квест должен получиться классный. Строить саму игру по заданиям можно как угодно, лишь бы было интересно играть. Есть линейный ход игры, где важен порядок выполнения заданий, есть, где задания можно выполнять хоть параллельно.

По тематике обычно популярностью пользуются хоррор-квесты, однако их стало слишком много в Екатеринбурге, и тенденция пошла на спад.

— Вообще заметили, что из-за кризиса посетители сократили траты на развлечения?

— Да, продажи упали, и довольно сильно. Если бы не кризис, мы бы точно заработали больше. Люди стали больше экономить, в том числе на развлечениях. Я отчасти думал, что раз выездной туризм подорожал, с развитием внутреннего у нас станет больше клиентов из других городов России. Но их довольно немного. Чаще приходят командировочные, которые уже знают и любят квесты. А чтобы люди приехали отдохнуть в Екатеринбург и пошли играть, встречается довольно редко.

— По большому счету квесты — это одноразовое развлечение. Как удается привлекать все новых клиентов?

— Да, бизнес-модель квестов не предполагает повторных продаж, поэтому нужно все время строить новые игры, иначе в скором времени перестанешь зарабатывать. В каждом городе есть какая-то емкость населения, которая готова поиграть, но реальный срок жизни квеста достаточно сложно посчитать, потому что отрасль еще молодая.

Хотя мы уже, наверное, близки к этому порогу — становится все меньше людей, которые ни разу не играли. Я уверен, что квесты могут понравиться всем, просто сложно завлечь человека поиграть в первый раз. Но если это удалось и опыт был хорошим, то он, скорее всего, пойдет играть еще и еще.

— Как тогда привлекать клиентов, которые еще не были на квестах?

— Лучше всего привлекают отзывы друзей. Такое «сарафанное радио»: кто-то сыграл, а потом рассказал знакомым, что это очень круто и в следующий раз привел с собой друзей. Это самый эффективный способ привлечения. Также помогает в этом плане система отзывов Flamp. Но вообще, чтобы зарабатывать, надо строить новые квесты. При этом мы не можем строить игры хуже, чем предыдущие, поэтому с каждым разом нам все сложнее и сложнее.

— Какие еще бывают направления, кроме квест-румов?

— Есть у нас в городе один квест-перфоманс. Такое направление в первую очередь предполагает грамотную логистику и взаимодействие с игроками. Актер должен появляться в нужных местах и говорить нужные вещи, а не просто хватать за ногу. По сути, это не квест с актерами, а некое театрализованное шоу. Там практически нет задач, все строится на эмоциях: игрокам все время нужно куда-то бежать и что-то делать.

Обычно перфомансы страшные. Кроме того, они требует больших затрат, чем квест-румы, потому что там выше расходы на содержание помещения. Например, квест занимает около 45 кв.м., а у ребят — 180 «квадратов». То есть нет экономии на масштабе, а к персоналу еще добавляется актер. У нас есть квесты с актерами, но они напрямую не контактируют с игроками, хотя те постоянно ощущают их присутствие. Для этого достаточно операторов.

Помимо перфомансов сейчас в Москве очень популярны экшн-квесты, где уже не надо думать, надо делать. Это что-то вроде «Форда Баярд». В Екатеринбурге таких пока нет. Вообще сейчас непонятно, что будет дальше с индустрией, это останется в тренде или нет. Хорроры уже теряют популярность, и нужны какие-то другие направления. Может, это вообще не квесты будут, а что-то совсем другое, чего еще нет в России. Но явно те, кто делает продукт, не выживут, а останутся только качественные, интересные квесты.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
26.12.2013 Слава PTRK: В России пока нет понимания, что в искусство надо вкладывать деньги

На вопросы УрБК ответил один из известных уличных художников России Слава PTRK ...

03.09.2013 Как найти работу в интернете. Преимущества и недостатки удалённой работы

В настоящее время найти работу не просто, особенно если нет высшего образования или сильного рвения. Что касается ...

25.11.2013 Как заработать на forex

Наверное, каждый современный человек задается вопросом о том, как заработать на forex, потому что такой вид заработка ...

06.03.2013 ООО «PXL»: около 80% наших клиентов полагают, что SMM для них необходим

УрБК, Екатеринбург, 06.03.2013. Сегодня у клиентов веб-компаний есть понимание того, что такое SMM (Social Media ...

10.08.2009 Компания «МегаФон» на Урале представила первый интеллектуальный онлайн-квест

УрБК, Екатеринбург, 10.08.2009. Компания «МегаФон» на Урале объявляет о запуске первого интеллектуального ...