Законопроект «О специальной оценке условий труда», который комитет Государственной думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал к принятию в первом чтении, вызвал достаточно ощутимый общественный резонанс и множество вопросов. Единственное, в чем все заинтересованные стороны оказались единодушны — это необходимость существенной доработки нормативного акта.
Напомним, федеральный закон «О специальной оценке условий труда» предлагается ввести с 1 января 2014 года. Согласно документу, специальная оценка, обязательная для реализации работодателями, сочетает в себе множество критериев. В отличие от действующей в настоящее время аттестации рабочих мест, она предполагает привязку к реальным, а не типовым условиям труда.
Как пояснил руководитель Государственной инспекции труда в Свердловской области Федор Кравцов, закон направлен на улучшение положения работников: теперь можно будет посмотреть конкретно, в каких условиях человек трудится, и назначить ему индивидуальную надбавку, например, за сложность и напряженность.
«При установлении факта наличия вредных условий труда работодатель должен будет либо устранить негативные факторы, либо платить льготы и компенсации работнику, делать отчисления в пенсионный фонд. Ученые полагают, что с этим законом класс вредности в некоторых случаях может быть изменен на более мягкий, но сейчас оценивать закон мы не можем, пока он не проработан до конца и не принят», — рассказал руководитель свердловской ГИТ.
Между тем социальная направленность данного нормативного акта ставится под сомнение общественными организациями: по мнению федерации профсоюзов Свердловской области, его принятие может привести к ущемлению интересов работников предприятий и даже к повышению уровня производственного травматизма.
«Если изменения, внесенные в законопроект, примут в таком виде, в каком они есть сейчас, то значительная часть людей, которые трудятся во вредных условиях труда, останется без льгот. Проблема в том, что данный нормативный акт упраздняет процедуру аттестации рабочих мест, вводя вместо нее оценку условий труда, которую смогут проводить лаборатории самого работодателя. При этом сложно надеяться, что в данном вопросе будет соблюдена объективность: с точки зрения работодателя, чем меньше в компании людей, которых признали работающими во вредных или опасных условиях труда, тем меньше ему компенсировать», — пояснили в пресс-службе ФПСО.
По мнению юристов, здесь нет ничего сверхъестественно: в действиях законодателей прослеживается общая тенденция ухода от законов советского периода, для которых характерно было взваливание ноши социальных выплат на федеральный бюджет. При этом работодатели делают все, чтобы данная финансовая нагрузка не легла целиком на предприятия.
«Если говорить о законопроектах в целом, здесь прослеживается достаточно сильное лобби со стороны работодателей, в частности, объединений промышленников и предпринимателей. Они настаивают на изменении условий, которые есть в производственной сфере, что создает риск появления законодательных изменений, выгодных в основном работодателю. Я считаю, поводов для беспокойства тут нет: трудовое законодательство должно быть гуманным, но с учетом интересов всех сторон и общегосударственных тенденций», — отметил заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
Сами же работодатели вовсе не столь уверены в своей выгоде от введения данных законодательных изменений.
Так, по словам исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области Анатолия Леонтьева, законопроект повышает финансовую нагрузку на работодателя как в виде увеличения расходов на организации и экспертов по специальной оценке условий труда, так и в виде дополнительных взносов в пенсионный фонд на работника, занятого на рабочем месте с вредными условиями.
«Есть ряд непонятных позиций в законопроекте, которые, как мы надеемся, будут устранены при доработке. Очень бы не хотелось, чтобы в результате принятия закона и работники, и работодатели, и контролирующие органы получили такую же ситуацию, как после выхода приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н, ужесточившего требования к медосмотрам. Поскольку требования эти оказались трудновыполнимыми, все, в том числе конкурирующие между собой стороны, оказались в проигрыше от приказа, выпущенного с самыми добрыми намерениями: работники стали терять высокооплачиваемую работу, а работодатели — квалифицированные кадры», — пояснил А. Леонтьев.
Стоит отметить, что сейчас вся надежда заинтересованных сторон состоит в возможности коррекции законопроекта, которому еще предстоит три чтения. В настоящее время и профсоюзные организации, и союзы работодателей направляют свои поправки и предложения в законодательные органы, ожидая, что законопроект все-таки не будет принят без значительных доработок.