Финансовый мегарегулятор: за и против
Накануне профильные ведомства вновь вернулись к идее создания финансового мегарегулятора на базе объединенных Центробанка и Федеральной службы по финансовым рынкам. Начать работу новая организация должна будет уже к концу 2013-го или началу 2014 года. С таким заявлением выступил министр финансов Антон Силуанов. Впрочем, эксперты напоминают, что разговоры о создании регулятора идут уже не первый год, и на сегодняшний день не все участники банковского и финансового рынка поддерживают объединение ведомств, ссылаясь на опыт развитых стран.
Минфин, ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) посчитали целесообразным передать функции службы в Банк России, за исключением законодательной инициативы, которая останется за Минфином. Это следует из письма министра финансов Антона Силуанова от 20 сентября. Эксперты предполагают, что вновь вернуться к идее создания мегарегулятора финансовые ведомства подтолкнуло решение о создании международного финансового центра в Москве. Впрочем, реализация этой инициативы будет не быстрой.
«Возможно, на создание мегарегулятора повлияли планы по созданию международного финансового центра в Москве: якобы если будет объединенный регулятор на базе ЦБ и ФСФР, то страна станет более привлекательной для инвестора. Однако по существу это не так. Но в любом случае, если по данному вопросу примут положительное решение, то это произойдет не очень быстро, поскольку придется сильно поменять законодательство. Во всех странах есть ЦБ, который контролирует банки, и комиссии по ценным бумагам», — отмечает заместитель генерального директора по правовым вопросам инвестиционной финансовой компании «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
Напомним, сегодня полномочия двух органов четко разделены: Центробанк отвечает за работу с коммерческими банками, а ФСФР контролирует страховщиков, микрофинансовые организации и участников фондового рынка.
«О создании мегарегулятора говорят уже несколько лет, но пока дальше разговоров дело не идет. Возможно, что в преддверии истечения полномочий председателя ЦБ Сергея Игнатьева эти разговоры приведут к какому-то конкретному решению», — считает начальник управления финансовых институтов и инвестиционных услуг ОАО «УБРиР» Владимир Зотов.
По мнению экспертов, пока нельзя однозначно сказать, как отразится данная инициатива на всех участниках рынках. Сейчас банки контролируются одновременно с двух сторон, и такой контроль не идет во благо финансовой системе. Участники рынка подчеркивают: указания и различные подзаконные акты должны исходить из одного источника и не противоречить друг другу. Кроме того, инвестиционным компаниям уже предоставлен выход на валютные рынки — в таких условиях двойной контроль ЦБ и ФСФР им также не выгоден.
В идеале объединение должно обеспечить прозрачность решений регулятора, а также понятность и обоснованность его требований и, соответственно, более высокую степень управляемости рынка, отмечает Владимир Зотов.
По мнению директора Екатеринбургского филиала «БКС Премьер» Григория Вахитова, накопленный опыт Центробанка РФ было бы полезно применить и к финансовому рынку.
«Мы считаем, что этот опыт в условиях растущей экономики было бы полезно применить и ко всему финансовому рынку, особенно в плане контроля рисков и финансовой устойчивости участников рынка. В последние годы крупные банки диверсифицируют бизнес: выходят на брокерский рынок, активно развивают финансовую инженерию — в частности, структурные продукты, комбинированные депозиты и так далее. И в этом отношении передача полного контроля над финансовыми рынками в одни руки выглядела бы логично», — отмечает Григорий Вахитов.
При этом эксперты отмечают и ряд рисков, связанных с объединением контролирующих ведомств, — в частности, неповоротливость большой и сложной системы.
«Масштаб полномочий у ЦБ станет огромным, в силу чего скорость принятия решений может быть не впечатляющей, тонкие оперативные рыночные настройки могут быть осложнены возможной неповоротливостью мегарегулятора. Кроме того, этап передачи полномочий от ФСФР к ЦБ может быть длительным и сложным, что в условиях глобальной нестабильности само по себе рискованно», — считает Григорий Вахитов.
Сохранение существующей системы разделения полномочий двух ведомств поддерживают и сами участники рынка. Как считает председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин, банковский и небанковский надзор нужно разделять. При этом эксперт высказал идею о создании на базе ФСФР нового агентства, которое, будучи подконтрольно совету директоров Банка России, все же занималось бы биржами, управляющими компаниями и другими организациями самостоятельно. Кроме того, с осторожностью относятся к данной инициативе и страховщики, опасающиеся нехватки у ЦБ специфического опыта работы с этим сектором финансовых услуг.
Как резюмирует Дмитрий Земеров, если полномочия ЦБ будут расширены, то в финансовом секторе будет усиливаться роль банков, и рынок ценных бумаг может утратить свои позиции. Кроме того, финансовые рынки развитых стран не идут по пути единого регулятора, в противном случае может возникнуть диспропорция по регулятивной части: новые нормы будут приниматься по желанию коммерческих банков, а не по нуждам и желанию всех игроков рынка.