Статьи
27.06.2011

Пробки на дорогах: Екатеринбург спасут трамваи и компактность

Как функционирует город, начиная от принятия политических решений и заканчивая покраской заборов на улицах, — об этом средний горожанин задумывается редко, отдавая управление городской средой на откуп городской же власти. Вопросы градостроительной политики или возведения коммуникаций решаются в администрации, но никак не в головах тех, для кого, собственно, и проводятся все реформы муниципального уровня. Чтобы преодолеть этот разрыв между простыми смертными и теми, кто сидит в кабинетах, инициативная группа горожан провела первую в истории Екатеринбурга городскую конференцию. Вдохновленные идеями международных проектов формата TED, организаторы предоставили спикерам обсудить достаточно широкий круг городских проблем: как вытащить Екатеринбург из пробок, легитимна ли точечная застройка и кто может остановить исчезновение памятников культуры.

Формат edutainment (education + entertainment — образование + развлечение) — достаточно популярная вещь во всем мире. В Россию только-только доходят западные фишки в виде конференций TEDx (проводятся в Москве начиная с 2010 года). То, что первая же конференция в Екатеринбурге собрала порядка 200 человек в пятницу вечером, уже говорит о возросшем спросе на актуальную информацию со стороны жителей.

«У меня такое ощущение, что все изголодались по подобным обсуждениям. Наша цель — поднять людей в понимании того, как устроен город. С одной стороны, далеко не всё так просто, и не нужно думать про тех, кто сидит в администрации, что они жулики и всё украли. С другой — не боги горшки обжигают, при желании можно разобраться даже в самых сложных вопросах городского управления. Понимая, как это всё работает, мы можем влиять на слабые точки, и при этом совершенно не обязательно идти во власть», — заявил организатор конференции, депутат городской думы Леонид Волков.

Леонид Волков намерен добиться регистрации в Екатеринбурге «Добровольческого движения»
Леонид Волков намерен добиться регистрации в Екатеринбурге «Добровольческого движения»


Как работает городской транспорт и двигаются (вернее не двигаются) городские улицы — об этом знает, конечно, каждый, и у многих есть свои рецепты, как с этим злом бороться. Однако на конференции прозвучали и вполне свежие идеи насчет того, каким образом разгрузить транспортные потоки.

Начальник отдела транспортного обеспечения свердловского Управления автомобильных дорог Алексей Цариков уверен: только трамваи могут спасти городское движение. Среди моментов, которые могут повысить эффективность трамвайного движения, — увеличение расстояния между остановками (что позволит вагонам развивать более высокую скорость) и обособление трамвайных линий. Эксперт уже посчитал: чтобы обособить трамвайные пути в городе, нужно всего 150 млн. рублей. Для сравнения: в этом году Екатеринбург закупает только вагонов метро на 260 млн. рублей.

«Большое заблуждение считать, что Екатеринбург находится на каком-то среднем или высоком уровне транспортного развития. Мы находимся на очень низком уровне и отстаем даже от стран третьего мира», — резюмировал Алексей Цариков.

Еще одна проблема — несовпадение желаний и возможностей.

Вопросы градостроительной политики властей вызвали неожиданно большой интерес у молодежи
Вопросы градостроительной политики властей вызвали неожиданно большой интерес у молодежи

«Мы имеем нарисованные дороги в долгосрочной стратегии развития, но реально построить можем только 15%. В итоге вместо развитой транспортной сети мы получаем неработоспособные участки», — отметил приглашенный эксперт из Новосибирска, профессор Международной академии архитектуры Александр Ложкин.

В условиях несовершенства транспортной системы на первый план выходит фактор компактности города. По мнению новосибирского профессора, у Екатеринбурга есть опасность «расползания». Эксперт связывает это с недавним решением городской власти об увеличении границ муниципального образования.

«Это решение опасное. Город должен быть компактным. Есть масса примеров того, что города просто исчезали, не выдержав расширения собственных границ. Достаточно вспомнить американский Детройт», — напомнил участник конференции.

Участники собрания констатировали: катализатором и участником реформ могут и должны быть сами горожане. Написать запрос в прокуратуру при попытке разрушения архитектурного памятника под силу каждому совершеннолетнему жителю. Час или два личного времени, потраченного на установку той же ограды трамвайной линии, также могут стать вкладом в усовершенствование транспортной системы. И это лишь варианты решения надоевших всем городских проблем.

Научно-популярный контент и презентация волонтерских проектов на конференции перемежались чаем и пирожками. В отличие от бизнесовых кофе-брейков, уральская выпечка как бы подчеркивала неофициальность всего происходящего, создавая атмосферу общения единомышленников.

Кстати, конференция была организована силами волонтеров и оплачена исключительно за счет средств идейных организаторов, что добавляло доверия к силам и возможностям общественных инициатив.

Алексей Цариков главным средством борьбы с пробками считает трамваи
Алексей Цариков главным средством борьбы с пробками считает трамваи

«Если у меня хватит сил это продолжить, то мы будем организовывать встречи уже в другом формате, чтобы окупались хотя бы наши затраты. В этот раз я оплатил только пирожки, хотя и на них ушло восемь с половиной тысяч рублей», — отметил Александр Андриенко, главный организатор городской конференции.

«Было непросто раскачать людей, сидящих в кабинетах, чтобы они вышли и выступили перед публикой. Конечно, у нас пока не получился TED, вышло что-то уральское и далеко не идеальное. Но в пятницу вечером, после рабочей недели, с 18:00 и почти до полуночи, более 200 человек в переполненном, душном зале слушали и говорили о городской среде, ее проблемах, ее развитии, о гражданских инициативах и волонтерских проектах. Это внушает надежду», — подвел итог собрания Леонид Волков.

В дальнейшем работа неравнодушных общественников может обрести более зримые очертания: документы на регистрацию организации «Добровольческое движение» поданы в органы юстиции.

Полина Мудрова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
20.06.2012 22 июня в Екатеринбурге состоится городская конференция

УрБК, Екатеринбург, 20.06.2012. 22 июня в Екатеринбурге состоится городская конференция. В ходе мероприятия желающие ...

22.06.2011 В Екатеринбурге пройдет I конференция, посвященная выработке механизмов общественного контроля за градостроительной политикой властей

УрБК, Екатеринбург, 22.06.2011. 24 июня 2011 года в Екатеринбурге состоится первая городская конференция, посвященная ...

02.06.2010 Депутат Екатеринбургской городской Думы Леонид Волков: Отказавшись от идеи регистрации авторских прав на информационные ресурсы, город сэкономит немалые средства

УрБК, Екатеринбург, 02.06.2010. «Законодательство предусматривает добровольную регистрацию авторских прав на ...

27.05.2009 Депутат Екатеринбургской городской думы Леонид Волков: В отличие от текущих расходов бюджета, которые исполняются достаточно аккуратно, в отношении городских целевых программ развития должной дисциплины пока нет

УрБК, Екатеринбург, 27.05.2009. «Городские целевые программы Екатеринбурга в прошлом году не были профинансированы ...

27.05.2009 Депутат Екатеринбургской городской думы Леонид Волков: Властям Екатеринбурга и городу в целом есть чем гордиться, но, безусловно, есть и над чем работать

УрБК, Екатеринбург, 27.05.2009. «В целом, властям и самому городу есть чем гордиться, но, безусловно, есть и над чем ...