«Коммерсантъ» и Мария Плюснина: «Диверсификация экономики не может происходить насильно»
Законодательное собрание Челябинской области в конце мая одобрило налоговые льготы для предпринимателей. В интервью «Ъ» губернатор региона Михаил Юревич рассказал, каких инвесторов ждут на Южном Урале, почему не нужно помогать металлургам и в чем Челябинская область обошла Свердловскую.
— Какие бизнес-сферы на Южном Урале нуждаются в инвестициях в первую очередь?
— В первую очередь нужны инвесторы в базовые отрасли экономики. Быстрее всего отдачу можно получить от сырьевых проектов, разработки железных, медных, золотых месторождений. Но, конечно, одними месторождениями область жить не может. В качественном менеджменте и инвестициях нуждается машиностроение. Челябинский тракторный завод — это по-прежнему самая большая головная боль в области. Долгое время предприятие было в руках, мягко говоря, неэффективных собственников. Инвестиции необходимы, как воздух и в сельском хозяйстве. У нас есть план, в соответствии с которым по объему рынка животноводства Челябинская область должна вырасти на 35%. Такой рост будет возможен за счет новых проектов.
— Каких, например?
— По-прежнему актуален проект мегасвинокомплекса (группа компаний «Русагро» намерена построить в регионе до 2016 года свинокомплекс на 1 млн голов стоимостью 13 млрд рублей. — «Ъ»). Подвод коммуникаций еще не начинался, сейчас ведутся проектные работы. Из бюджета региона в 2011 году на коммуникации уже заложено 250 млн рублей, эти деньги пойдут, прежде всего, на дороги. Вообще, если регион не будет помогать предпринимателям при реализации сельскохозяйственных проектов, ни свинокомплексы, ни птицефабрики не будут построены никогда.
— В Челябинской области для предпринимателей введены льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, такую схему используют во многих регионах. А помимо льгот, какие механизмы привлечения инвестиций вы считаете эффективными?
— Очень важны личные встречи. Все инвесторы хотят лично поговорить с губернатором, почувствовать атмосферу территории, заручиться поддержкой на случай непредвиденных конфликтов, а также и административным сопровождением. Для разных инвесторов у нас существуют разные программы: от налоговых льгот до бюджетного обеспечения подключения коммуникаций, например, подведения инженерных сетей, дорог, железных дорог.
— В Свердловской области для привлечения инвестиций создано специальное министерство инвестиций и развития. Не думали создать аналогичное ведомство?
— У нас есть вице-губернатор по экономике, есть министерство экономического развития, есть вице-губернатор по правовым вопросам, который тоже занимается привлечением инвестиций. Вообще экономическим развитием у нас занимаются фактически все.
— А есть сферы, которые в инвестициях не нуждаются?
— Металлургия. Металлурги сами способны в себя инвестировать. Еще мы не привлекаем инвесторов в сферу обслуживания. Она ведь растет за сферой основного производства. Если есть рынок, значит, есть деньги и есть, кого обслуживать.
— Можете назвать крупных инвесторов, которые собираются зайти в Челябинскую область?
— Собирается много. Кстати, больше всего инвестиций идет от среднего бизнеса, который вырос на территории Челябинской области и продолжает развиваться. А вообще я не люблю компании заранее называть. Могу сказать, что один только проект, который планируют реализовать на «Станкомаше» (ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш»». — «Ъ») тянет на 40 млн евро и будет иметь выручку 10 млрд рублей в год.
— Челябинская область считается промышленным регионом. Она нуждается в диверсификации экономики?
— Многие сейчас говорят о диверсификации экономики. Я считаю, что она не может происходить насильно. Предприниматели, скорее, случайно могут заняться какой-то новой для себя и региона отраслью. Так, у нас, например, был построен завод современного стекла, владелец которого раньше занимался шинами. Но мы, безусловно, стараемся создать благоприятные условия для ведения бизнеса. Сейчас решаем юридические вопросы, чтобы создать технопарк, куда войдут предприятия, связанные с программированием. Надеемся, что какое-то программное обеспечение будет выходить с территории Челябинской области, хотя в мире много стран, которые этим занимаются и конкуренция высокая.
— На показателях областного бюджета на 2011 год отразился выход промышленников из кризиса, о котором все они говорят?
— Не скажу, что все отрасли оправились от кризиса. Хотя бюджет региона на 2011 год в абсолютных цифрах больше, чем бюджет на 2008 год. При этом изменились доходные источники. Сейчас основой бюджета являются не крупные, к примеру, металлургические предприятия, а средний бизнес.
— Когда группа «Мечел» купит «Златоустовский метзавод», который она фактически контролирует? Вы встречались по этому поводу с владельцем группы «Эстар» Вадимом Варшавским?
— Нет, с Варшавским не встречался. Я думаю, златоустовский завод будет включен в группу компаний, только когда будут урегулированы все вопросы с предыдущими собственниками и кредиторами. Пока «Мечел» поделился с заводом менеджментом и системой продаж, что позволило предприятию наконец-то перестать генерировать долги и начать работать в прибыль.
— Многие говорят, что у вас складываются напряженные отношения с президентом управляющей компании ММК Виктором Рашниковым и основным акционером группы ЧТПЗ Андреем Комаровым. Насколько это соответствует действительности?
— Это просто злой пиар. Отношения очень добрые и с Челябинским трубопрокатным заводом, и с Магнитогорским меткомбинатом.
— Свердловскую и Челябинскую области часто сравнивают. Какие отличия двух регионов кажутся вам наиболее существенными?
— Екатеринбургу трудно будет догнать Челябинск с точки зрения развития дорожно-транспортной сети. В этом плане там упущено примерно десять лет. Здесь мы вовремя спохватились, начали заниматься. В 1996 году, когда в Челябинске построили взлетно-посадочную полосу, наш аэропорт был больше нагружен, чем екатеринбургский. Но предыдущее руководство Челябинской области и предыдущие собственники аэропорта конфликтовали, упустили момент, и теперь догнать «Кольцово» (аэропорт Екатеринбурга — «Ъ») мы, в свою очередь, не сможем никогда.
— Какие сейчас есть планы по развитию аэропорта в Челябинске?
— Мы хотим, чтобы через два-три года пассажиропоток был 1,1–1,3 млн пассажиров в год. В 2011 году он составит около 700 тыс. пассажиров.
— Когда будет запущенно метро в Челябинске, которое строится с 1992 года?
— В 2011 году на финансирование метро направлено около 1,7 млрд рублей. Но, чтобы построить первый пусковой комплекс, нужно минимум еще 17 млрд рублей. С таким финансированием он будет готов только через 15 лет. Безусловно, Челябинск нуждается в метро, но пока справляемся наземным транспортом.
— У прокуратуры региона и УФАС по Челябинской области последнее время часто появляются претензии к тому, как проводятся конкурсы по строительству дорог. Это недоработка специалистов?
— После проведения любого конкурса всегда есть проигравшие, недовольные его итогом. И они обращаются со своими претензиями в надзорные органы. Это, я считаю, нормальная ситуация. Окончательной инстанцией в данном случае является суд, решения которого обязаны соблюдать все.
— Дорога через Шершневский бор в Челябинске будет построена?
— Такой дороги нет, это провокация. Мы просто собираемся расширить на шесть метров существующую дорогу, которая идет к плотине. Ее пропускную способность увеличить необходимо, там у нас пробки каждый день. Вырубают при этом кусты и подлесок, деревья не пострадают в любом случае. А кто-то распускает слухи о том, что в Челябинской области «Химкинский лес 2». Кстати, сама история с Химкинским лесом мне непонятна. Я постоянно езжу по этой дороге в аэропорт, люди стоят часами в пробках, экология от этого ухудшается.
— Бывший свердловский губернатор Эдуард Россель предлагал поделить дотационную Курганскую область между Челябинской и Свердловской. Как вы относитесь к такой идее?
— Такие проекты совершенно не нужны. Челябинская область и так достаточно большая, в ней живет 3,5 млн человек. Увеличивать количество населения не считаю целесообразным. Кроме того, объем сельского хозяйства в Челябинской области больше, чем в Курганской. В Курганской области засевают 1,5 млн гектаров, мы засеваем 1,75 млн гектаров. Соответственно, мы и урожая больше собираем.
— В Свердловской и Тюменской областях в муниципальных образованиях поголовно вводят институт сити-менеджера. В Челябинской области такого не наблюдается. Почему?
— Я считаю, в малых и средних городах эта система не всегда себя оправдывает. Если глава города избран на всенародных выборах, он и должен работать, оправдывать ожидания жителей, а не нанимать якобы более умного сити-менеджера. У нас опыт работы с сити-менеджерами пока только негативный. В Миассе уже второй сити-менеджер конфликтует с избранным главой города Игорем Войновым. Я считаю, что в перспективе от должности сити-менеджера там нужно отказаться.
— Опыт Челябинска вы тоже считаете негативным?
— В Челябинске — позитивный. Там нет конфликта, потому что и глава города, и глава администрации долгое время до этого проработали в мэрии.
— В декабре состоятся выборы Госдумы РФ. Челябинская «Единая Россия» сможет увеличить свое представительство в нижней палате парламента?
— Думаю, увеличить вряд ли получится. Нам надо стараться сохранить предыдущий результат, он был высоким.
— Еще одна федеральная кампания — президентские выборы в марте 2012 года. Кого вы видите на посту главы государства?
— Знаете, если два лидера работают в тандеме, это значит, что принципиальных разногласий, разных подходов в вопросах поступательного развития страны нет. И Дмитрий Анатольевич (Медведев. — «Ъ»), и Владимир Владимирович (Путин. — «Ъ») считают приоритетными модернизацию, а следовательно — качественное улучшение жизни наших граждан. В этом вопросе появится ясность, когда после выборов Госдумы «Единая Россия» выдвинет кандидата в президенты.
— А у вас какие политические амбиции, если вас будут рекомендовать на второй губернаторский срок?
— Все будет зависеть от оценки моей деятельности. Сейчас я отработал чуть больше года, пока очень рано проводить оценку. Но я и в бизнесе могу работать. Там ответственности меньше, но зато конкуренция с каждым годом все серьезнее. В политике ответственность больше, очень много ожиданий населения. Все ожидания оправдать, конечно, невозможно, но можно выдержать генеральную линию, чтобы через три-четыре года положительные изменения были заметны большинству жителей. Если все будет и дальше идти так динамично, как идет, мне это удастся.