Долговая нагрузка на Екатеринбург из-за строительства метрополитена растет


25.06.2010
Раздел:Мнение экспертов
В очередной раз губернатор Свердловской области Александр Мишарин и Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий спустились под землю для осмотра строящихся станций городской подземки — «Чкаловская» и «Ботаническая». И вновь главной темой для разговоров стало финансирование работ метростроевцев. Средств для завершения строительства первой ветки метро у города не хватает даже после оформления кредита в Сбербанке.

На станции «Чкаловская» уже готовы эскалаторы, завершаются работы по укреплению
На станции «Чкаловская» уже готовы эскалаторы, завершаются работы по укреплению

Спуск под землю был намечен на раннее утро, но накануне вечером губернатора и мэра вызвал к себе полпред Президента РФ в УрФО Николай Винниченко. Встреча на Октябрьской площади затянулась на полтора часа, и визит в метро был отложен. К тому моменту, когда делегация подъехала к «Ботанической», работы там уже шли полным ходом. Гостям показали изменения, которые произошли со времен последнего визита в феврале этого года: на станции ведутся отделочные работы, а горнопроходческий комплекс «Вирт» проходит последний участок от «Ботанической» до «Чкаловской».

Во время этой экскурсии Аркадий Чернецкий поднял самый больной вопрос — материальный. В апреле этого года область обещала дать гарантии под кредит 2 млрд. рублей в Сбербанке, но так этого и не сделала. В результате Екатеринбургу пришлось самому обеспечивать заемные средства, чтобы продолжить строительство. В этом году из городского бюджета выделено 2 млрд. рублей, еще 1,3 млрд. рублей взято в банке под гарантии мэрии. Для бесперебойного финансирования стройки не хватает еще каких-то 500 млн. рублей, но у Екатеринбурга резервов больше нет.

Александр Мишарин и Аркадий Чернецкий вновь спустились под землю, чтобы обсудить перспективы екатеринбургского метро
Александр Мишарин и Аркадий Чернецкий вновь спустились под землю, чтобы обсудить перспективы екатеринбургского метро

Но и в такой ситуации область не готова выделить и эту сумму на помощь метрополитену. Сегодня Аркадий Чернецкий и Александр Мишарин договорились, что Екатеринбург возьмет еще 1 миллиард в кредит, но уже под гарантии регионального правительства. Такой вариант вряд ли полностью удовлетворил мэрию, но иного выхода из ситуации там уже не видят.

«У нас есть финансовые вопросы, которые всем хорошо известны. И то решение, которое сейчас принято, должно эти проблемы снять, во всяком случае — до конца года. А во время формирования бюджета на 2011 год, естественно, должны быть учтены потребности метрополитена в полном объеме», — заявил сегодня Аркадий Чернецкий.

Но объем сторонней помощи метро на следующий год пока не известен. По словам губернатора, в 2011 году для завершения работ понадобится 4,3 млрд. рублей. Но откуда возьмутся эти деньги, пока не знает никто.

В следующем году метростроевцам понадобится еще 4,3 млрд. рублей
В следующем году метростроевцам понадобится еще 4,3 млрд. рублей

«На следующий год мы заложим в бюджете средства. Нам нужно совместно с городом найти 4,3 млрд. рублей для того, чтобы стройка была завершена вовремя. Частично это будут бюджетные деньги, часть возьмем в банках. И если нам удастся убедить федеральное правительство, что метрополитен нам нужен, то можем рассчитывать и на них. Но пока этот вопрос решается», — честно признал губернатор.

В поиск дополнительных источников финансирования недавно включились и депутаты гордумы. Они направили послание председателю правительства Владимиру Путину с просьбой о материальной помощи екатеринбургской подземке. В случае если область вновь не сможет найти в бюджете необходимые средства, объект может оказаться под угрозой заморозки.

Аркадий Чернецкий отметил, что 500 млн. рублей будут нужны уже к 1 июля
Аркадий Чернецкий отметил, что 500 млн. рублей будут нужны уже к 1 июля

Между тем, по словам самих метростроевцев, на сегодняшнем этапе консервировать строительство будет не просто нецелесообразно, но и опасно.

«Здесь очень высокая влажность, грунтовые воды. Если мы сейчас отсюда уйдем, металл подвергнется коррозии, всё затопит. Причем затопить может не только эти две станции, но и другие, действующие. Сейчас достраивать будет рациональней и экономичней, чем замораживать», — рассказали строители.

Впрочем, чиновники уверены, что до этого не дойдет и метростроевцы даже после завершения этих станций без работы не останутся.

«В общей сложности нам нужно 8,8 млрд. рублей, чтобы объект был сдан вовремя. Вовремя — это в ноябре будущего года. Ну, к 7 ноября запускать — это не очень актуально. Традиционно Московский метрополитен сдавался к 7 ноября. Но я думаю, что к 1 декабря 2011 года у нас всё будет готово», — заверил глава региона.

Александр Мишарин пока не знает, где взять недостающие средства на завершение строительства станций «Чкаловская» и «Ботаническая»
Александр Мишарин пока не знает, где взять недостающие средства на завершение строительства станций «Чкаловская» и «Ботаническая»

«Проекта продления этой ветки метро у нас пока нет. Сейчас нам важнее начать другую ветку, чтобы разгрузить транспортный поток в центре. Мы нацелены на ветку с запада на восток», — заключил мэр.
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.