Статьи
02.03.2018

РМК: имидж на крови

РМК: имидж на кровиОдним из основных трендов, определявших информационный ландшафт Свердловской области в последние годы, было массированное вторжение в медийное пространство Русской медной компании (РМК) и ее владельца Игоря Алтушкина. Компания, долгое время придерживавшаяся политики информационной закрытости, относительно недавно сделала резкий поворот, направив значительные усилия на увеличение своей заметности в медийном и властном поле региона. Впрочем, результаты этих усилий, по мнению экспертов, далеко не всегда адекватны вложенным ресурсам. Масштабные PR-кампании регулярно оборачиваются либо скандалами, либо проходят совершенно незамеченными.

Напомним, что РМК в качестве самостоятельного бизнес-субъекта появилась в 2004 году, в результате драматического раздела медной империи между двумя бывшими партнерами — Игорем Алтушкиным и Андреем Козицыным. Первые годы Русская медная компания существовала в режиме перманентного информационного, юридического, а временами и силового конфликта со структурами УГМК. После примирения двух бывших партнеров, символом которого стал возведенный в центре Екатеринбурга храм Большой Златоуст, РМК начала работать над развитием своего образа. В последние годы компания реализовала сразу несколько громких проектов, которые должны были ввести ее в число наиболее заметных игроков регионального, политического и публичного пространства.

Пожалуй, одним из самых громких стало участие РМК в кампании по продвижению строительства храма Святой Екатерины. Проект, получивший неофициальное название «храм-на-воде», позиционировался как подарок городу. Его создатели, в свою очередь, должны были набрать дополнительных очков как благотворители, но получилось иначе. Идея столкнулась с организованным сопротивлением горожан и стала причиной грандиозного скандала, сформировавшего весьма специфический имидж как для самой РМК, так и для ее владельца.

Менее заметными, но куда более затратными стали архитектурные проекты РМК. Первым из них стала штаб-квартира компании, с ходу получившая название «ананас» из-за специфического размещения оконных проемов. Мощный PR-эффект вокруг здания должна была создать его связь с известным британским архитектором Норманом Фостером. Это имя пригодилось РМК во время обсуждения проекта на градостроительном совете в 2015 году. Тогда участники градсовета указывали, что здание не вписывается в общую архитектурную панораму города. Их оппоненты, в свою очередь, использовали имя Фостера как неоспоримый аргумент на любые возражения. Впрочем, и здесь не удалось обойтись без скандала: в 2016 году руководитель застройщика объекта — ГК PREMIER Владимир Пузанков — признался, что Норман Фостер не является автором проекта и имеет к нему весьма опосредованное отношение.

Одним из самых интересных PR-кейсов РМК стала попытка продвижения себя в публичном пространстве с помощью организации соревнований по силовым единоборствам. Основной акцент был сделан на проведение боксерских матчей и боев в формате MMA (Смешанные боевые искусства от англ. Mixed Martial Arts), достаточно популярных на Западе.

Идея эта сама по себе не лишена смысла. В США подобные мероприятия давно вышли за пределы чисто спортивных, превратившись в элитарное шоу. В среде бизнеса они стали поводом для встреч крупных предпринимателей и политической элиты, достойным светским мероприятием. Бои с участием звезд сопровождаются ажиотажем.

По всей видимости, нечто подобное РМК хотела создать и в Екатеринбурге. Компания «РМК Боксинг Промоушен» за последние два года организовала в столице Среднего Урала целую серию спортивных состязаний. Все они были проведены по всем правилам международного промоушна. Каждый бой сопровождался весьма солидным информационным «подогревом» — пресс-конференциями бойцов, затратными информационными кампаниями в СМИ, массированной наружной рекламой. Несколько раз компании удалось привезти на Урал действительно заметных спортсменов мирового класса.

Очевидно, организаторы вложили в серию мероприятий более чем солидные ресурсы — как финансовые, так и организационные. Можно предполагать, что от этих инвестиций они ожидали вполне определенных репутационных дивидендов: превращение боев в места встреч деловой и политической элиты, уральского бомонда, модные и посещаемые мероприятия, которые бы позитивно сказывались на имидже РМК. Не исключено, что организаторы рассчитывали на занятие символических позиций «спонсоров спорта», сопоставимых, к примеру, с УГМК, оказывающей поддержку сразу нескольким спортивным командам.

Однако за последние два года ни одно из таких мероприятий, организованных «РМК Боксинг Промоушен», так и не стало сенсацией даже городского масштаба. Несмотря на достаточно демократичные цены, на боях «РМК Боксинг Промоушен» не наблюдается аншлага — билеты в кассах есть даже на самые дорогие места. Городские и областные элиты также не стремятся продемонстрировать свое присутствие на поединках. Практически на всех боях можно было заметить пустующие vip-ложи.

Зато мероприятия под эгидой Русской медной компании привлекали к себе внимание околоскандальными событиями. Достаточно вспомнить подготовку в 2016 году к одному из самых крупных проектов «РМК Боксинг Промоушен» — бою Александра Поветкина с Бермейном Стиверном за звание временного чемпиона мира по версии Всемирного боксерского совета. Поединок не состоялся из-за обнаружения допинга в крови Поветкина. Его соперник отказался выходить на ринг. Вместе с тем это было одно из немногих событий, которое вызвало определенный массовый интерес.

Попытки привлечь дополнительное внимание к ММА с помощью «приглашенных звезд» до настоящего времени успешными назвать сложно. В феврале 2018 года «РМК Боксинг Промоушен» организовало встречу в Екатеринбурге с «легендой бокса» Майком Тайсоном. Это было сделано в преддверии серии очередных боев. Однако и здесь эффект получился не совсем таким, как ожидали организаторы. Зрители, прежде знавшие о Тайсоне по его самым известным боям, остались разочарованы, увидев изрядно постаревшего боксера.

О причинах провала «кровавого пиара» можно долго спорить. Ряд экспертов полагает, что наше общество не воспринимает бокс и тем более — ММА как «высокое шоу» и светское мероприятие. Особенности менталитета заставляют относиться к нему в лучшем случае как к спорту, в худшем — как к драке, действу, вызывающему «низкое» любопытство, которое не принято выставлять напоказ. В этом смысле подобного рода бои оказываются в нише, сходной со стриптизом — другим шоу, основанном на «низких» инстинктах. Господствующие стереотипы поведения не позволяют воспринимать это мероприятие как повод для «выхода в свет», достойный представителя элиты. На то, чтобы эти стереотипы изменились, могут уйти десятилетия.

Одновременно следует отметить и отсутствие развитой информационной инфраструктуры, поддерживающей силовые единоборства. Среднему россиянину, даже интересующемуся спортом, известны в лучшем случае боксеры-чемпионы в сверхтяжелом весе. Большинство боксеров и тем более борцов ММА для рядового гражданина — абсолютные «ноунеймы», следить за поединками которых просто не интересно. Не разбирающиеся в рейтингах ММА и бокса горожане не всегда понимали, что им предлагают.

Другой причиной низкого интереса к боям может оказаться отсутствие в нашей стране доступных и легальных тотализаторов. В большинстве стран мира боксерские поединки неразрывно связаны с возможностью тут же сделать ставку на одного из боксеров, что резко повышает вовлеченность зрителей в поединок, повышает их интерес к бою и азарт. Фактический запрет азартных игр и нынешнее полуподпольное положение тотализаторов в России делает бокс куда менее интересным для зрителей.

Но каковы бы ни были причины, результат у репутационных инвестиций в «кровавый спорт» у РМК оказался более чем очевидным. История с Майком Тайсоном и Александром Поветкиным, как и случай с Норманом Фостером, говорят о стремлении РМК встроить в общественное сознание имидж крупной компании, причастной к известнейшим мировым тенденциям. Однако реальные результаты PR-акций раз за разом оказывались далеки от прогнозируемых. В результате целого ряда скандалов накапливающийся негативный эффект напрямую сказывается на имидже компании, что не может не повлечь репутационные издержки.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
21.08.2017 «РМК Боксинг Промоушен» ко Дню города Челябинска проведет большой вечер бокса

УрБК, Челябинск, 21.08.2017. Промоутерская компания «РМК Боксинг Промоушен»в канун дня города Челябинска проведет ...

27.04.2017 Спортсмены «РМК Боксинг Промоушенс» выйдут на общегородской субботник

УрБК, Екатеринбург, 27.04.2017. Спортсмены «РМК Боксинг Промоушенс» 29 апреля с 10.00 выйдут на уборку и ...

21.04.2017 РМК поддержит международный турнир по боксу и ММА «День Победы-72» в Екатеринбурге

УрБК, Екатеринбург, 21.04.2017. Международный турнир по боксу и ММА в Екатеринбурге «День Победы-72», который ...

16.12.2016 «РМК Боксинг Промоушен» проведет противоэпидемические мероприятия на спортивном шоу в Екатеринбурге

УрБК, Екатеринбург, 16.12.2016. Команда RCC Boxing Promotions обеспечит проведение противоэпидемических мероприятий на ...

13.12.2016 На боксерское шоу в «Екатеринбург-Экспо» можно будет добраться на бесплатном автобусе

УрБК, Екатеринбург, 13.12.2016. На большой вечер бокса, который состоится 17 декабря в МВЦ «Екатеринбург-Экспо» при ...