Статьи
27.10.2011

Лестница в никуда: эксперты оценили инновационную разработку УрФУ

Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» начинает серию материалов, посвященных исследованию и анализу инновационных проектов, созданных в недрах Уральского федерального университета.

Руководство УрФУ считает разработку и внедрение инноваций одним из основных направлений деятельности вуза, входящим в число параметров, по которым можно оценивать успешность его работы. Инновациям посвящен специальный сайт, созданный университетом. Сейчас на нем собрано порядка 100 проектов за авторством различных подразделений учебного заведения.

ИАА «УралБизнесКонсалтинг» решило исследовать перспективы предложенных инновационных изобретений. Для этого нами были отобраны и вынесены на суд экспертов наиболее понятные неспециалистам проекты, которые имеют очевидное практическое применение и могут быть реализованы на практике. В качестве первой подобной инновации нами был исследован винтовой эскалатор.

Изображение предоставлено сайтом Уральского Федерального Университета http://46.254.16.131

Изображение предоставлено сайтом Уральского Федерального Университета  http://46.254.16.131

В отличие от привычной всем конструкции движущейся лестницы, инновационная система УрФУ представляет собой спираль, по которой движение идет одновременно вверх и вниз. Разработчики уверены, что инновация в пух и прах разобьет громоздкие конструкции прошлого, которые на 50% работают вхолостую и нерационально используют обратный ход ступеней. Кроме того, по мнению новаторов, необычный внешний вид должен добавить эстетики общественным сооружениям, которые рискнут разместить у себя внутри винтовой эскалатор.

Авторство принадлежит кафедре систем автоматизированного проектирования объектов строительства УрФУ, среди разработчиков — директор Строительного института УрФУ Владимир Алехин, а также несколько аспирантов кафедры.

Стоит отметить, что первые эскалаторы, движущиеся по спирали, появились еще в начале ХХ века, да и в настоящее время в различных уголках мира периодически возникают идеи усовершенствования конструкции. Однако на практике подобные сооружения используются редко. Причины этого — сложность конструкции и головокружение, возникающее у пассажиров устройства. В чем заключается изюминка уральского эскалатора, не смогли пояснить даже сами разработчики. Будет ли дальнейшая коммерциализация разработки — также не ясно. Пока авторы получили патент на изобретение и не спешат с продвижением своей идеи, а тем более с реализацией чудо-лестницы на практике. Более того, создатели относятся к перспективам собственного проекта без особого оптимизма и продвигать его на рынок не собираются.

«В формуле изобретения было 11 инновационных пунктов, нам оставили четыре. Мы патентовали его три года назад, я уже плохо помню подробности. Мы получили патент, остальные этапы намного сложнее, поэтому мы этим особо не занимались и не рассматривали его как коммерческий проект. Пока никто особо о нем и не знает. За свой счет мы его не разрабатываем и кого-то заинтересовать не пытались», — рассказал УрБК один из разработчиков проекта Иван Коковихин.

Ситуация выглядит удивительно: инновация есть, но внедрения на практике нет. И даже переговоры с одной строительной компанией из США, по словам Ивана Коковихина, иссякли сами по себе.

«У нас была идея запатентовать его за границей, были и иностранные коллеги — строительная компания из США, которая этим заинтересовалась, но потом мы отказались от этого варианта», — добавил собеседник УрБК.

Позиция равнодушного к судьбе своего детища инноватора даже пугает: а если российский рынок в данный момент теряет нечто уникальное? Возможно, именно такого технического решения ждут уставшие от стандарта владельцы торговых и офисных центров? Впрочем, мнение экспертов в области торговой недвижимости убеждает в правоте разработчиков, относящихся к своему детищу как к забавной безделушке.

«Могу сказать одно: нашу подъемную технику менять на винтовые эскалаторы мы точно не будем. Мало его придумать — нужно, чтобы его начали производить и предоставлять необходимый послепродажный сервис известные компании. Пока же на российский рынок подъемное оборудование поставляют исключительно западные компании. Кроме того, подобная вещь неинтересна торговым центрам: эскалаторы, как правило, расположены в холле — это большая рекреационная площадь, где не нужно экономить пространство. При новом строительстве нет смысла закладывать подобное сложное решение, да еще и мало понятное рядовым покупателям, — они обычным-то эскалатором только недавно привыкли пользоваться», — поделился своим мнением генеральный директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев.

«Теоретически в нашей жизни все возможно, практически это сложно представить. Возможно, эта вещь сможет найти себе применение — место на рынке существует, но это будет больше экзотика, чем реально удобная конструкция. Я не представляю бабушку 80 лет, которая, безусловно, является посетителем торговых центров и клиентом продуктовых магазинов, что она наберется смелости и воспользуется таким эскалатором», — выразил еще одно скептическое мнение бывший управляющий моллом «Парк Хаус» Сергей Николайченков.

Возможно, опрошенные эксперты просто пока не понимают своего счастья. Кроме того, всем известно, насколько тяжело приживаются инновации — мир отторгает то, что выходит за рамки привычного. В отличие от скептиков, владелец ТЦ «Успенский» Леонид Базеров, который к тому же является выпускником кафедры подъемно-транспортных машин и оборудования УПИ, уверен, что такая разработка могла бы решить много проблем. Одно но: до сих пор никому не удавалось придумать действительно эффективно работающий винтовой эскалатор.

«Чудес не бывает», — грустно заметил эксперт.

Мы убедили Леонида Базерова, что чудеса все же случаются, и предложили ему самому ознакомиться с опровергающим законы физики проектом.

«Я посмотрел, очень интересная штука, но могу сказать с большой степенью уверенности, что это все чушь собачья. Все те преимущества, о которых они пишут, на самом деле являются недостатками. Наименьшее расстояние между двумя точками, как известно, по прямой, они же хотят ехать по кривой. Ширина обычного эскалатора — это две лестницы, а размер их эскалатора — в два с половиной раза шире. Далее: когда мы заходим на эскалатор, мы обычно держимся за перила. Но их эскалатор едет мимо вас, и на него нужно запрыгнуть сбоку. И перила при всем этом находятся с другой стороны ступеньки. А потом еще надо с него спрыгнуть так, чтобы не упасть. Это будет крайне неудобное устройство, они очень усложнили обычный эскалатор — видимо, в кошмарном сне увидели, что так будет лучше», — сделал вывод Леонид Базеров.

Таким образом, участники рынка забраковали инновационный проект уральских ученых. Но, к счастью, это не единственная разработка, представленная на сайте УрФУ. Возможно, другие технологические достижения, составляющие гордость вуза, окажутся более востребованными реальной экономикой.

УрБК будет продолжать знакомить своих читателей с инновационными разработками ученых Уральского федерального университета.

Полина Мудрова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
08.11.2011 Ближе к истокам: инноваторы УрФУ возвращаются к средневековым технологиям

Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» продолжает серию материалов, посвященных исследованию и ...

07.11.2011 Без гвоздя: инноваторы УрФУ возвращаются к средневековым технологиям

Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» продолжает серию материалов, посвященных исследованию и ...

28.10.2011 Лестница в никуда: эксперты не приняли «инновационную разработку» УрФУ

Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» начинает серию материалов, посвященных исследованию и ...

07.04.2011 Ректор УрФУ им. Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров: Важно, чтобы каждый, кто видит логотип университета, запоминал его как нечто яркое, динамичное и новое

УрБК, Екатеринбург, 07.04.2011. Руководство Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. ...

26.01.2010 Назначение ректора УрФУ отложено

УрБК, Екатеринбург, 26.01.2010. Затягивается процесс создания Уральского федерального университета. Как стало известно ...