Дата: 13.04.2011

Проект закона о банкротстве физических лиц направлен на антикоррупционную экспертизу

УрБК, Москва, 13.04.2011. Министерство экономического развития РФ вновь опубликовало проект закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», который должен ввести в России институт банкротства физических лиц. С 2009 года проект почти не изменился: подать заявление о банкротстве можно в отношении гражданина, задолжавшего свыше 50 тыс. рублей и не погасившего долг в течение шести месяцев, сообщает «Коммерсантъ».

Напомним, в августе 2009 года Минэкономики уже предлагало вариант закона, но тогда документ так и не был утвержден из-за разногласий с Минфином. В частности, ведомство Алексея Кудрина не устраивал тот факт, что законопроект мог потребовать существенного увеличения финансирования в судебную систему за счет необходимости расширить штат судей.

На данный момент, по словам источника в Минэкономики, разногласия между министерствами удалось снять, хотя могут возникнуть и другие вопросы к законопроекту в процессе его обсуждения. Как заявили в ведомстве, опубликованный документ практически полностью соответствует версии 2009 года.

Документ предполагает более льготную процедуру погашения долгов по сравнению с исполнительным производством. Закон о реабилитационных процедурах будет распространяться и на физических лиц, и на индивидуальных предпринимателей. После принятия закона Минэкономики предлагает ввести уголовную ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство граждан, максимальная санкция — лишение свободы до шести лет.

Сейчас законопроект проходит антикоррупционную экспертизу (срок — до 18 апреля). По мнению юристов, с учетом всех необходимых процедур он будет принят не ранее чем через год, при этом вступление его в силу отсрочено еще на год.

Как сообщает «Коммерсантъ», подать заявление о банкротстве гражданина может он сам или его кредиторы при наличии не погашенного в течение шести месяцев долга в размере более 50 тыс. руб. Суд открывает конкурсное производство и назначает управляющего, который в целях поиска и возврата имущества должника может оспаривать сделки, а также запрашивать любую информацию о финансовом состоянии должника, включая коммерческую, служебную и банковскую тайну. Сам должник составляет план реструктуризации долгов, который должно одобрить собрание кредиторов и утвердить суд. План не может быть утвержден, если у должника нет постоянного дохода, имеется неснятая или непогашенная судимость за экономические преступления или он в предыдущие пять лет уже признавался банкротом. Максимальный срок реструктуризации — пять лет, в этот период гражданин получает льготные условия по процентам, которые начисляются на требования кредиторов,— согласно законопроекту, это половина ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 8%). Кроме того, пока должник выполняет план реструктуризации, единственное пригодное для проживания жилье у него забрать не могут, даже ипотечное.

Если суд отказывается утвердить план реструктуризации или отменяет его из-за нарушений, например просрочки погашения, гражданин признается банкротом, а его имущество продается с торгов для погашения требований кредиторов. Предметы домашней обстановки, одежда и обувь (за исключением драгоценностей и предметов роскоши), транспортные средства должника-инвалида, бытовая техника общей стоимостью до 30 тыс. рублей не включаются в конкурсную массу и не продаются с торгов. Взыскание не обращается и на единственное пригодное для проживания жилье должника, если только оно не заложено по ипотеке. Кроме того, должнику однократно оставляют сумму до 25 тыс. рублей и по три—шесть прожиточных минимумов на каждого иждивенца, а также ежемесячно сумму для обеспечения их жизнедеятельности. В версии 2009 года предполагалось, что размер этой суммы в каждом случае будет определять суд, но в новом варианте предложен фиксированный размер — прожиточный минимум.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать