Дата: 03.02.2011

«Аргументы недели — Урал» и Сергей Любимов: Картофель в погоне за трюфелем

По данным свердловских фермеров, прошлогодний урожай картофеля на Среднем Урале составил лишь около 40% от уровня 2009 года. Это связано с аномальной летней засухой. В результате к настоящему времени в Свердловской области остались лишь мизерные запасы картофеля. Из-за этого в регионе быстро и неуклонно растут цены на «второй хлеб». Словом, картофель, который, как известно, с виду похож на ценный деликатес — трюфель, — взял курс и на ценовое сходство.

Картофельный дефицит взвинтил цены на этот популярный овощ: если осенью отпускные цены на картофель составляли 14-17 рублей за один килограмм, то теперь все 30 рублей. Поэтому к конечному потребителю картофель попадает по цене 48-50 рублей за килограмм. Это также объясняется желанием аграриев вернуть свои потери: они, планируя весной прошлого года объем затрат, не знали, что останутся и без денег, и без урожая. Потому отпускные цены на картофель весь год росли, растут и продолжат расти.

Производителям картофеля такой спрос на картофель и цены, установившиеся на данный вид продукции, выгодны. Это возможность без господдержки хоть как-то покрыть свои затраты и убытки. В настоящее время цену на картофель повышают все участники рынка — производители, перекупщики, продавцы. При этом себестоимость картошки — около 5 рублей за кило. Причем далеко не все сельхозпроизводители оставляют себе семенной фонд, и весной аграриям придется сокращать посевные площади. Это значит, что сегодняшняя запредельная цена на продукцию прямо скажется на объеме урожая 2011 года. Опять картошки будет мало, опят будет ценовой взрыв. По самым пессимистичным прогнозам, стоимость картошки на прилавках магазинов вырастет до 80 рублей за килограмм.

Прогнозировать именно такой вариант развития событий позволяет и тот факт, что в стане сельхозпроизводителей процветает ценовая вольница: осенью многие торговые сети не пошли навстречу аграриям и не стали вносить предоплату при заключении договоров — в таком случае до весны они могли покупать картофель по фиксированным ценам. В реальности производители поставляют ритейлерам картошку по ценам, сложившимся на рынке.

К тому же, по замечанию представителей министерства сельского хозяйства Свердловской области, нежелание торговых сетей заключать долгосрочные контракты с аграриями усугубило дефицит картофеля на региональном рынке: производители были вынуждены торговать «на сторону». «Гарантировать сбыт колхозникам могли только те, кто здесь и сейчас покупал картошку», — поясняют в Минсельхозе.

Впрочем, представители власти настроены оптимистично. Чиновники намерены покрыть дефицит картофеля весной путем его доставки из южных регионов страны, а если и это не поможет, то из стран ближнего и дальнего зарубежья. В качестве возможных партнеров могут выступить, в частности, Узбекистан и Азербайджан. По этому поводу высказался в ходе пресс-часа заместитель главы администрации Екатеринбурга Виктор Контеев. «Какие действия, на мой взгляд, должны быть предприняты государством и региональными властями? Во-первых, надо пересмотреть таможенную политику на ввозные продовольственные ресурсы, к примеру, картофель. Мы видим, что из Польши можно завозить картофель намного дешевле. Государство должно дать «зеленую улицу» импорту картофеля туда, где его не хватает. Второе — должны быть выброшены на рынок государственные запасы, которые есть, резервные фонды», — отметил он.

«Третье — должны быть перераспределены товарные запасы, которые есть в субъектах Российской Федерации. Если в Тюмени хороший объем картошки, коммерсант должен завезти эту картошку в Свердловскую область. Если мы видим, что в апреле картофель в Узбекистане будет намного ниже стоить, чем в Свердловской области, мы должны инициировать коммерческие проекты по завозу картофеля из этого региона», — сообщил В.Контеев.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать