Дата: 05.10.2010

Выставочный тупик

Руководство Свердловской области в очередной раз реанимирует идею строительства крупного выставочного и конгресс-центра. По замыслу чиновников, Уральский выставочный центр должен повысить инвестиционную привлекательность региона. Участники выставочной деятельности и независимые аналитики идею называют здравой, но в скорую ее реализацию верят с трудом.

Напомним, идею создания Уральского выставочного центра (УВЦ) в Екатеринбурге активно продвигало еще прежнее руководство области в лице губернатора Эдуарда Росселя и предпринимателя Николая Кретова. С началом кризиса проект был свернут.

Согласно предварительным планам нынешних властей, которые озвучивает и.о. руководителя губернаторской администрации Михаил Максимов, общая площадь мегацентра составит 200 тысяч метров, площадь первой очереди — 50 тысяч метров. Стоимость постройки только первой очереди, по оценкам правительства, может обойтись в сумму порядка 2,5—2,7 млрд. рублей.

Впрочем, даже по признаниям областных властей, такие траты бюджет Свердловской области не сможет потянуть, поэтому к проекту планируется активно привлекать бизнес.

Планы и. о. главы губернаторской администрации Михаила Максимова по строительству на Урале выставочного мегацентра экспертов радуют, но реальнее от этого не становятся
Планы и. о. главы губернаторской администрации Михаила Максимова по строительству на Урале выставочного мегацентра экспертов радуют, но реальнее от этого не становятся

Такая правительственная инициатива неоднозначно воспринята экспертами. Специалисты ссылаются на большие инвестиционные риски потенциальных инвесторов. Впрочем, пока таковых нет, и, по мнению аналитиков, желающие в ближайшее время вряд ли найдутся.

«Я думаю, проект не будет реализован в силу того, что просто не найдется инвестора. Если же такой партнер появится в лице госструктуры или частной компании, то в этом случае, видимо, речь пойдет уже не о чистом бизнес-проекте, а о каких-то кулуарных договоренностях. Если власти просто дадут какую-нибудь очередную льготу — это будет плохо для бизнеса», — полагает финансовый аналитик Константин Селянин.

«Найдутся ли инвесторы, готовые вложиться сюда? Бюджетных средств на это не найти, особенно сейчас, пока мы только выходим из кризиса», — опасается директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов.

Частные операторы выступать в роли инвесторов тоже не готовы.

«Наша компания готова поделиться опытом, но в финансовом плане мы вкладываться не готовы, хотя поддерживаем инициативу властей», — признается директор по развитию ЗАО «Уральские выставки» Ирина Борисенко.

Операторы выставочного рынка, работающие в Екатеринбурге на протяжении многих лет, теоретически проект приветствуют, однако, памятуя о провальных прежних прожектах, оценивать реальность его осуществления явно пока не готовы.

«Вопрос о строительстве в Екатеринбурге выставочной площадки мирового уровня стоит очень давно. Наш город расположен на границе Европы и Азии, он должен стать центром делового туризма. Строительство такого выставочного центра — большой шаг не только в развитии выставочной индустрии, но и индустрии гостеприимства в целом», — заявляет директор по развитию ЗАО «Уральские выставки» Ирина Борисенко.

Сама идея выставочному бизнесу нравится скорее потому, что может помочь разрешить целый ряд противоречий на рынке в его нынешнем виде.

Традиции выставочного бизнеса на Урале сильны, однако все попытки создать современный выставочный центр заканчиваются крахом
Традиции выставочного бизнеса на Урале сильны, однако все попытки создать современный выставочный центр заканчиваются крахом

Как отмечает генеральный директор КОСКа «Россия» Полина Хорошилова, на рынке сложилась нездоровая конкуренция, операторы поставлены в неравные условия и зачастую такое положение дел областными властями фактически поощряется.

«Есть известные монопольные крены в адрес оператора ИНЭКСПО. Мы все об этом давно говорим, нас всех это раздражает. Мы понимаем, что нужно содержать областной объект, но мы ведь тоже участники рынка, субъекты малого бизнеса, хотим зарабатывать. Поэтому условия должны быть для всех одинаковы независимо от формы собственности площадки, на которой это происходит», — заявила Полина Хорошилова.

Бизнес надеется, что с созданием по-настоящему большой площадки эта ситуация изменится. Но произойдет это только в том случае, если руководить проектом будет действительно независимая управляющая компания.

Сами предприятия, представляющие на выставках свои экспонаты, какой-либо особой заинтересованности в проекте не проявляют.

«Конечно, если такие проекты будут реализовываться в области, то, несомненно, наши предприятия будут в них участвовать. В то же время для многих организаций сегодня более продуктивными являются специализированные выставки», — отмечает Андрей Бухмастов.

По мнению эксперта, привлечение инвесторов для финансирования проекта строительства Уральского выставочного центра может оказаться проблемным.

«Я крайне скептически отношусь к реализации этого проекта. На мой взгляд, никаких оснований для его воплощения, с учетом ситуации с уже имеющейся недвижимостью и перспективами развития нашего региона, просто нет. Рынок выставочной недвижимости на Урале уже достаточно развит, но даже сейчас он не характеризуется 100%-ной заполненностью», — резюмирует общие опасения Константин Селянин.

Анастасия Упорова
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать