Дата: 27.08.2010

Турфирмы Екатеринбурга объявили войну скидкам

Турфирмы Екатеринбурга объявили войну скидкам

«Белые» представители свердловского туристического рынка продолжают бороться с «серыми» и их политикой демпинга. По мнению туристических компаний, часть граждан вообще не стоило бы выпускать за границу, а помогающие им в этом фирмы занимаются ни много ни мало «туристическим экстремизмом». Чиновников в этой ситуации предприниматели обвиняют в отсутствии должного контроля за рынком.

Для обсуждения своих проблем члены Уральской торгово-промышленной палаты, туристические компании и Информационно-туристический центр провели заседание постоянно действующей комиссии Уральской ТПП по туристской, санаторно-курортной и рекреационной деятельности. По версии бизнесменов, несмотря на подъем рынка, ситуация на самом деле плачевная. Большинство туристических агентств работают незаконно — без фингарантии, договоров и прочих атрибутов легальной жизни. Налоги, соответственно, они тоже не платят.

Как подсчитали в Уральской ассоциации туризма, в прошлом году казна недополучила от туристического бизнеса 139 млн. рублей. Причем такие компании зарегистрированы в Москве или вовсе за рубежом.

«Показывается 1 рубль дохода, а остальное уходит за границу», — сообщил вице-президент УАТ Сергей Бузько, обвинив в этом уже банки.

Следующий камень полетел в сторону властей. Правительство никак не пытается контролировать этот рынок. По мнению УАТ, видно, что властям не нужен туристический рынок, оно не видит от него прибыли, хотя в этой сфере вращаются огромные деньги. Так, есть примеры, когда менеджер по туризму зарабатывает 60 тыс. рублей в месяц, причем только 10 тыс. рублей он получает официально, а остальное — «в конверте».

Представитель Роспотребнадзора, единственная «говорящая голова» из власти на мероприятии, предложила немедленно сообщать о нечестных компаниях.

«У нас отобрана возможность контрольных закупок, и теперь мы можем полагаться только на официальные заявления», — заявила Елена Богачева.

На этот счет мнения разошлись. Владелец Star Travel Александр Галиков поддержал такую карательную идею, но Сергей Бузько уверен, что решать проблему надо более гуманными способами. Таковым может стать ограничение вознаграждения агентств. Напомним, такая мера уже вводилась ведущими российскими туроператорами, но ФАС усмотрела в этом нарушение антимонопольного законодательства, да и туроператоры не довели инициативу до своих региональных подразделений.

Вообще, к самим организаторам туристического бизнеса возникает много вопросов. Если в Германии туроператор точно знает, сколько агентств работает с ним, а нарушители сурово караются, то в России можно повесить вывеску «Туроператор» на любую дверь и без договора с ним успешно работать. Опять же немецкие компании проводят жесткий отбор, и для агентства радость состоит уже только в том, что его подключили к брони: агентское вознаграждение ниже российского, да и зарабатывать его повышение приходится долго. В России оно составляет порядка 10—12%. Причем эти 10% отдаются клиенту в качестве скидки в целях его привлечения. Жить же приходится на 2%. Если честно отдавать налоги, то остается порядка 1,3%. На них нереально содержать офис, персонал, ездить в ознакомительные туры. Именно поэтому турагентство уходит в тень.

Как заявляют представители компаний, скидку больше 5% для нормального существования дать невозможно.

«Эти люди не понимают, что сядут или их просто грохнут те, кому они не обеспечили услуги за деньги», — заявил Сергей Бузько.

Есть и другой способ снижения цены. На рынке появились так называемые субоператоры, которые приобретают у операторов большое количество туров со скидкой, а потом распространяют их агентствам.

«Кто такие эти субоператоры?! Откуда они взялись? В законе вообще нет такого понятия! Они дают большую комиссию, и агентство в итоге уходит от нормального оператора», — негодует один из участников собрания.

Скидки уже испортили потребителя. Люди всё чаще требуют необоснованно низкую цену у агентства, — заявляют в УАТ и призывают отказаться от дисконтов.

«Пусть борются качеством, а не ценой: чтобы автобусы были чистыми, а экскурсоводы побритыми», — говорят в ассоциации.

Однако будет ли принята эта инициатива на том или ином законодательном уровне, пока неизвестно, — впрочем, как и то, как отнесется ФАС к очередным попыткам туристических компаний бороться со скидками.

Пока же УАТ планирует обратить на проблему внимание областных властей, написав письмо на имя губернатора Свердловской области Александра Мишарина.

Алёна Тымонюк
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать