Дата: 22.07.2010

«Коммерсантъ», Алексей Охлопков, Николай Яблонский и Мария Плюснина: Перепарковались

Принятые в марте 2010 года нормативы градостроительного проектирования в Свердловской области, установившие более жесткие требования к возведению жилья, могут быть пересмотрены. Как сообщили „Ъ“ в региональном министерстве строительства, вариант возможных изменений планируется подготовить к середине августа. Это связано с многочисленными претензиями застройщиков, которые ссылаются на нерентабельность строительства при действующих нормативах.

Как рассказал „Ъ“ министр строительства и архитектуры Свердловской области Михаил Жеребцов, две недели назад министерство провело совещание с застройщиками и представителями саморегулируемых организаций строителей (СРО), которые высказали недовольство нормативами градостроительного проектирования, утвержденными свердловским правительством 15 марта 2010 года. «На совещании было принято решение: застройщики в письменном виде должны передать все свои претензии разработчику нормативов — институту „Уралгражданпроект“, который должен дать им оценку. После этого спорные вопросы будут вынесены на уровень губернатора или председателя правительства области», — отметил министр. Он также сообщил, что областное правительство планирует сформулировать свою позицию в течение месяца.

Недовольство застройщиков вызвало предусмотренное нормативами ограничение по высотности зданий — жилые дома повышенной комфортности, имеющие более 12 этажей, можно строить только на территории, плотность населения которой составляет не более 210 человек на гектар, а дома эконом-класса — при плотности не более 300 человек на гектар. Кроме того, застройщики настаивают, что эти нормативы не должны применяться к тем домам, строительство которых началось до их принятия, то есть до 15 марта 2010 года.

Но, как рассказали „Ъ“ сами застройщики, все-таки основная их претензия связана с обязательным возведением подземного паркинга в каждом жилом доме. Согласно принятым в марте нормативам, для домов повышенной комфортности должно быть предусмотрено не менее 2,5 машиномест в подземном паркинге на квартиру, для бизнес-класса — не менее 2 машиномест, а для жилого фонда эконом-класса — от 0,5 до 1,95 машиноместа (в зависимости от уровня автомобилизации города). Ранее, по словам Михаила Жеребцова, дом можно было строить, если рядом была площадка для стоянки автомобилей, рассчитанной на то, что только у 20% собственников квартир имеется транспортное средство.

Ужесточение требований к парковкам министр объясняет «новыми реалиями жизни горожан». «В среднем у каждой семьи сегодня имеется как минимум по одному автомобилю. Соответственно, по современным нормам должно быть как минимум по одному парковочному месту на квартиру. Иначе автомобили будут стоять на детских площадках и газонах», — отмечает министр. По его мнению, недовольство застройщиков подогревает и екатеринбургская мэрия. «Власти Екатеринбурга хотят успеть раздать участки под уплотняющую застройку, а эти нормативы им мешают это сделать», — говорит господин Жеребцов. В мэрии Екатеринбурга с такой постановкой вопроса не соглашаются, утверждая, что установленные правительством нормативы могут «на треть или даже на половину сократить объемы ввода жилья». «Эти нормы, которые в правительстве Свердловской области, похоже, подписали не глядя, уже застопорили процесс проектирования будущего строительства. Горадминистрация тоже много делает для строительства паркингов в городе, но искусственно загонять строительный комплекс в тупик не стоит», — отмечает пресс-секретарь мэрии Константин Пудов.

Сами участники строительного рынка также отмечают, что их протест вызван исключительно невыполнимостью принятых нормативов. «В среднем затраты на строительство подземных парковок составляют 20-25% от себестоимости строительства жилого дома, и сейчас двух-трехэтажный паркинг в состоянии „съесть“ всю рентабельность застройщика. Проблемы с продажей парковочных мест сегодня даже в домах бизнес-класса, и это уже привело к тому, что застройщики вынуждены продавать машиноместа по цене ниже их себестоимости», — отмечает председатель правления «Астон Груп», исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников. Учредитель ООО «Малышева 73» Игорь Заводовский: «Сегодня те, кто приобретают квартиры эконом-класса, парковочные места не покупают. И их можно понять: средняя стоимость однокомнатной квартиры эконом-класса составляет менее 2 млн рублей, при этом за парковочное место необходимо дополнительно заплатить 450-500 тыс. рублей, а это слишком дорого». Строительство подземных парковок для домов бизнес- и премиум-класса, по мнению господина Заводовского, является необходимым. «Однако и здесь нормативы существенно превышают запросы. По нашим расчетам, в домах бизнес-класса должно быть предусмотрено 0,7 машиноместа на одну квартиру, а для премиум-класса — 2 парковочных места на квартиру. Только тогда рентабельность парковок будет хорошая», — отметил он. «Проблема и в том, что парковки не востребованы. Надо мотивировать людей, чтобы они ставили автомобили или на охраняемой автостоянке, или в подземном паркинге», — отмечает директор строительной компании «Метеорит» Андрей Климанов.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать