УрБК, Москва, 01.07.2010. На сегодняшний день в России, по разным оценкам, от 12 до 20% офисной недвижимости не соответствует заявленной классности. Зачастую собственники, брокеры и управляющие компании присваивают своим объектам завышенную классность в рекламных целях для обоснования арендной ставки, сообщает пресс-служба Гильдии управляющих и девелоперов.
В основном эксперты отмечают несоответствие объектов заявленным классам по техническим параметрам — системам пожаротушения, вентиляции и другим. В меньшей степени несоответствие наблюдается по входным группам, парковке и внутренним планировкам, на что арендаторы обращают большее внимание.
«После кризиса, когда рынок продавца превратился в рынок покупателя, у арендаторов появилась возможность выбора, и на обеспеченность бизнес-центра парковкой арендаторы стали обращать самое пристальное внимание», — считают аналитики ГУД.
«До кризиса собственники высококлассных БЦ не испытывали потребности в активной работе по привлечению арендаторов, а собственники низкоклассных БЦ зачастую привлекали арендаторов за счет неподтвержденно завышенной классности объекта. На этапе кризиса собственники и управляющие компании изменили механизм работы по привлечению или удержанию арендаторов. На сегодняшний день это, как правило, снижение арендных ставок, предоставление льгот при переезде, дополнительная отделка помещений и другие», — отмечает ГУД.
В настоящий момент рынок офисных центров продолжает быть рынком арендатора. Однако, как только уровень спроса превысит уровень предложения, продавцы (владельцы БЦ и УК) опять начнут диктовать свои условия.
По данным экспертов ГУД, переориентация рынка может произойти в ближайшие 3—4 года, а по некоторым параметрам превышение спроса над предложением идет уже сегодня.