УрБК, Москва, 23.06.2010. Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от депутатов доработать законопроект, который дополняет Градостроительный кодекс РФ понятиями «генеральный подрядчик на выполнение инженерных изысканий», «генеральный проектировщик» и «генеральный подрядчик на осуществление строительства», сообщает пресс-служба главы государства.
Для этих лиц предлагается установить повышенные минимально необходимые требования, а также повышенный размер взноса в компенсационный фонд с дифференциацией его в зависимости от стоимости проектных и строительных работ. Кроме того, законопроектом на них возлагается ответственность за вред, причиненный в результате недостатков работ по инженерным изысканиям, по проектированию и строительству.
Напомним, Государственная Дума РФ приняла законопроект в первом чтении 19 мая 2010 года.
«Необходимо отметить, что отношения в области подряда урегулированы в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, только если он привлекает к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Выполнение работ подрядчиком лично не влечет приобретение им правового статуса генерального подрядчика. В то же время, согласно законопроекту, генеральным подрядчиком является лицо, которое лично или с привлечением третьих лиц (субподрядчиков) осуществляет организацию и координацию соответствующих работ, отвечает за их качество и соответствие установленным требованиям. Таким образом, предусмотренные законопроектом определения искажают гражданско-правовое содержание понятия «генеральный подрядчик», — говорится в заключении Президента РФ на законопроект, направленном Президентом РФ председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову.
«Следует также учитывать, что от состава лиц на стороне исполнителя работ по договору подряда и структуры договорных отношений зависит распределение ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по такому договору. Учитывая изложенное, положения законопроекта, направленные на регулирование вопросов ответственности исполнителей работ, нуждаются в переработке с целью приведения их в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации», — отмечает Д. Медведев.
«Представляется неправомерным связывать допуск к осуществлению профессиональной деятельности с наличием статуса генерального подрядчика. В равной мере такой допуск и соответствующий контроль необходимы и в отношении лиц, которые непосредственно своими силами выполняют работы, предусмотренные договором подряда», — говорится в заключении.
У главы государства вызвала сомнение целесообразность выделения из числа субъектов градостроительной деятельности «генеральных подрядчиков».
«Введение указанной категории субъектов в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности было бы обоснованным лишь в том случае, если бы они являлись субъектами, ответственными за безопасность строящегося (построенного) объекта в целом, что в явном виде законопроектом не предусмотрено», — отмечает он.
Законопроект также вносит изменения в главу 61 Кодекса, которая касается саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Предлагается определить, что Правительство РФ устанавливает лишь минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии.
Президент РФ считает, что целесообразность внесения таких изменений требует дополнительного обсуждения.
«Кроме того, следует решить вопрос о порядке определения минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов», — говорится в заключении.
Законопроект также устанавливает обязанность членов саморегулируемой организации страховать свою гражданскую ответственность в течение всего периода своего членства в саморегулируемой организации, а также в нем определяются минимальная страховая сумма по договору страхования, срок его действия, размер франшизы и иные требования к страхованию гражданской ответственности.
«Целесообразно указать в законопроекте, какой именно вид гражданской ответственности обязаны страховать члены саморегулируемой организации (страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг; страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам; страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору и так далее)», — считает Президент РФ.
«Законопроект в представленной редакции позволяет предположить, что речь идет о новом виде обязательного страхования гражданской ответственности. В связи с этим необходимо иметь в виду, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом (пункт 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (пункт 4 статьи 3 названного Закона Российской Федерации). При этом федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие субъекты страхования, объекты страхования, перечень страховых случаев, размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), порядок определения размера страховой выплаты», — отмечается в заключении по законопроекту.
Если же, говорится в документе, законопроект подразумевает страхование гражданской ответственности на добровольной основе, то оно осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, которые принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». При этом не допускается возможность регулирования отношений, связанных с организацией страхового дела, такими субъектами, как национальные объединения саморегулируемых организаций.
«Принимая во внимание изложенное, законопроект требует доработки в соответствии с указанными замечаниями», — полагает глава государства.