Дата: 19.05.2010

Банк ВТБ намерен обойти конкурентов в сегменте кредитования среднего бизнеса

На протяжении последних месяцев 2010 года наблюдается рост кредитования реальной экономики. Как отмечают сами банкиры, качественный заемщик для них сейчас — самый ценный клиент.

Так, второй по величине в России Банк ВТБ заявил о намерении увеличить кредитный портфель среднего бизнеса в регионах на 30 — 35% к концу 2010 года на фоне прогнозируемого 10 — 15% роста финансирования в целом по рынку. В результате банк планирует выдать предприятиям более 90 млрд. рублей. Несмотря на отмечаемое ужесточение конкуренции в этом сегменте руководство ВТБ уверено в достижении намеченной цели за счет предложения оптимальных условий сотрудничества с представителями среднего бизнеса. О планах кредитной организации на 2010 год на встрече с представителями ведущих российских изданий 13 мая рассказал старший вице-президент Андрей Киселев.

«Ситуация меняется. Начинает активно работать реальный сектор экономики, оживляется сегмент среднего бизнеса, начинает взаимодействовать с банковским сектором», — пояснил вице-президет ВТБ, добавив, что в своих ожиданиях банк ориентируются на рост ВВП 4% — 5%.

По словам Андрея Киселева, с предприятиями среднего бизнеса, чья годовая выручка находится в диапазоне от 90 млн. рублей до 3 млрд. рублей, ВТБ готов работать максимально широко. Банк, в частности, активно кредитует предприятия отрасли торговли (доля в кредитном портфеле среднего бизнеса — около 40%), строительной отрасли, пищевой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, металлопереработки, сферы услуг, деревообработки и многие другие.

«Этот целевой сегмент, на наш взгляд, охватывает примерно 60 — 70 тыс. предприятий российской экономики, практически все отрасли промышленности. В работе с этими предприятиями мы для себя ставим целью темпы роста, вдвое превышающие среднерыночные, а именно 30 — 35%. Это тот уровень, который нам удавалось удерживать в докризисный период», — уточнил старший вице-президент банка.

Впрочем, только по итогам посткризисного 2009 года ВТБ удалось добиться увеличения клиентской базы среднего регионального бизнеса на 23%, — до 30 тыс. предприятий, — что свидетельствует об успешности применяемых кредитной организацией подходов.

Серьезным шагом на пути к реализации амбициозных планов финансового учреждения стала отмена централизации принятия решений по кредитам. Филиалам ВТБ была предоставлена возможность самостоятельно принимать решения о выделении финансирования, что призвано сделать этот процесс более оперативным. Ведь зачастую предприятиям необходимо в короткий срок получить деньги на пополнение оборотных средств; для некоторых из них в существующих условиях длительной оценки заемщика этот ориентир является определяющим в выборе финансово-кредитного учреждения.

«Для того, чтобы реализовать нашу цель, мы достаточно серьезно пересмотрели условия кредитования в сторону их улучшения для клиента. В кризис мы более консервативно подходили к оценке рисков: ввели ряд мер, таких как централизация принятия решений по кредитованию, ввели специальные системы мониторинга качества заемщиков, в том числе с превентивным анализом потенциальных рисков. Сейчас мы пошли по пути восстановления практически докризисных подходов, что предполагает, в первую очередь, повышение полномочий по принятию решений со стороны территориальных подразделений. Для корпоративного клиента очень важна оперативность рассмотрения проекта, обеспечить которую может компетентное подразделение, находящееся непосредственно в регионе, в нашем случае — филиал, который может самостоятельно рассмотреть заявку и в течение одной — двух недель принять решение по кредитному проекту», — заявил А. Киселев.

Среди весомых преимуществ банка можно выделить достаточно низкую стоимость заемных средств. По словам старшего вице-президента ВТБ, ставки по кредитам для среднего бизнеса на данный момент находятся в диапазоне от 11% до 13% годовых, тогда как на пике кризиса они доходили до 21% годовых. Руководство банка не исключает их последующей корректировки, и в то же время отмечает, что основной потенциал снижения практически исчерпан.

«Естественно, мы дополнительно усиливаем контроль качества кредитного портфеля и управления кредитными рисками в региональной сети, качества исполнения кредитных процедур. Мы внедряем современные технологии. В частности, в начале этого года у нас запущена новая система автоматизации кредитных операций, которая позволяет быстрее их проводить, лучше видеть происходящее, оперативней оценивать риски и принимать решения», — добавил А. Киселев.

Улучшение условий по кредитам коснулось также сроков и размера предоставляемых средств. Теперь по заявкам, рассматриваемым на местах, кредиты, обеспеченные недвижимостью, предоставляются на 2 года. Напомним, во время кризиса срок транша был ограничен одним годом. Кроме того, в рамках новой стратегии по развитию среднего бизнеса, расширен перечень филиалов, которым делегированы полномочия по предоставлению кредитов на финансирование капитальных затрат сроком до 3-х лет. Речь идет о 40 из 55 филиалов банка, в том числе о филиале Банка ВТБ в Екатеринбурге.

«Для клиентов с хорошим финансовым состоянием мы увеличили лимиты в 1,5 — 2 раза, что примерно составляет сейчас до 600 млн рублей на одного заемщика», — сказал руководитель кредитной организации.

А. Киселев напомнил, что банк ВТБ позиционирует себя как универсальный банк, поэтому не менее пристальное внимание кредитная организация уделяет работе в направлении привлечения пассивов, развитию расчетно-кассового обслуживания. Причем планы по развитию данных направлений не менее амбициозны.

«2009 год по привлечению был для нас достаточно успешным. Мы планируем пролонгировать этот успех и на 2010 год. Думаем, что нам удастся с опережением темпов рынка увеличить портфель пассивов на 25% и выйти к концу года на уровень 180 млрд. рублей. Этому будет сопутствовать развитие и модификация продуктового ряда. Мы планируем совершенствовать технологии расчетного обслуживания, что тоже очень важно с точки зрения комфорта для клиента. В этом году речь пойдет, в первую очередь, о развитии «Расчетного центра клиента». Кроме того, мы уже приступили к внедрению, сейчас идет пилотная часть новой модификации Интернет-банка, которая даст более расширенный функционал», — рассказал Андрей Киселев.

Немаловажным преимуществом Банка ВТБ является регулярная работа по повышению качества обслуживания клиентов. Еще в прошлом году руководство банка инициировало соответствующую программу, связанную с разработкой новых типовых стандартов в части коммуникации с клиентами, их информационного обеспечения, работы фронт-офисов.

«В текущем году все эти стандарты получат свое развитие. Мы рассчитываем на дополнительный эффект с точки зрения лояльности клиентской базы и хотели бы быть для наших клиентов основным расчетным банком. Это главная стратегическая цель банка ВТБ в части работы региональных подразделений с предприятиями среднего бизнеса», — подчеркнул Андрей Киселев.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать