Дата: 28.04.2010

Свердловские машиностроители ищут виноватых в своем провале

Свердловские машиностроители заявили о существенных убытках отрасли по итогам 2009 года. В этом руководители отрасли винят кризис, тарифы энергетиков и газовиков и даже областное правительство. О своей части вины в общем провале говорят лишь единицы.

Собравшиеся сегодня на встречу в Екатеринбурге члены Союза машиностроительных предприятий констатировали резкое снижение объемов производства и стоимости отгруженной и произведенной продукции. Только по крупным и средним предприятиям последний показатель составил 29 млрд. рублей против 35 млрд. рублей в 2008 году. У половины из 79 участников союза падение производства в 2009 году превысило 30% к уровню 2008 года, а на ряде предприятий оно вообще сократилось в 3 раза.

Особенно снизились эти показатели в ОАО «Лесмаш», ООО «Алапаевский станкозавод», ОАО «Пневмостроймашина».

Свердловские машиностроители в поисках виновников проблем отрасли смотрят во все возможные стороны
Свердловские машиностроители в поисках виновников проблем отрасли смотрят во все возможные стороны

Как отметил председатель СМПСО, бывший министр по управлению госимуществом Алексей Молотков, основная причина сложившихся трудностей предприятий — значительное сокращение спроса на машиностроительную продукцию, а также приостановка реализации инвестиционных программ основными ее потребителями — нефтегазовыми и металлургическими компаниями, дорожно-строительными и коммунальными организациями.

В результате по итогам года предприятиями союза получен убыток в сумме 116 млн. рублей, в то время как в 2008 году была получена балансовая прибыль в сумме 3 млрд. рублей.

С большими убытками сработали ОАО «Уралмашзавод», ОАО «Пневмостроймашина», ООО «Уральский дизель-моторный завод» и другие. В качестве положительных примеров названы «Синара», «Уралхиммаш», ЗАО «Уральский турбинный завод».

Не удержали машиностроители и кадры. Всего, по представленным данным, в 2009 году с 27 предприятий союза выбыло 6 тыс. работников. В наибольшей степени это коснулось всё тех же ОАО «Уралмашзавод» и ОАО «Пневмостроймашина».

Как оказалось, этими проблемами машиностроительная отрасль не ограничивается.

«Кредиторская задолженность наших предприятий составляет 10 млрд. рублей, что более чем вдвое превышает дебиторскую, это вызывает тревогу. В стадии банкротства уже находятся 5 участников», — отметил Алексей Молотков.

В результате по итогам года банкротами стали 13 членов организаций. Но, как оказалось, и ныне входящие в состав союза предприятия не особо дорожат своим членством в нем.

Как сообщил председатель ревизионной комиссии Леопольд Цитцер, ОАО «Уралмашзавод», ОАО «Уралхиммаш», ЗАО «Уральский турбинный завод», ОАО «Карпинский эльмашзавод» и другие организации не выполняют требования по уплате членских взносов, размер которых составляет 1% от среднемесячного фонда оплаты труда за 2008 год. Минимальная сумма взноса установлена в размере 30 тысяч рублей, максимальная — 100 тысяч рублей.

По традиции машиностроители бросили камешек и в огород металлургов.

Фотография предоставлена сайтом http://utz.ru
На взносах в Союз машиностроителей в трудное время экономят даже более или менее благополучные производители турбин

«РУСАЛ на внутреннем рынке продает продукцию на $600 дороже, чем на экспорт, в конечном итоге это сказывается на стоимости нашей продукции. Складывается мнение, что бездействие государства сознательно направлено на ликвидацию нашей отрасли или сокращение предприятий», — заявил генеральный директор ЗАО «Уралэлектромаш» Владимир Недзельский.

Лишь немногие решались на признание того факта, что причиной общего спада является и собственная пассивность.

«На наших предприятиях отсутствуют понятные стратегии, люди, стоящие у руководства, чувствуют себя временщиками. Необходимо создать рыночную или саморегулируемую негосударственную структуру, в частности, сформировать центр развития кооперации, куда входили бы директора предприятий области, с целью развития промышленного климата региона», — заявил генеральный директор ООО «УМК «Пумори СИЗ» Александр Баландин.

Впрочем, программа внутриобластной кооперации в регионе работает с прошлого года, однако, судя по показателям, машиностроителей от провала она не спасла.

Еще одним неоригинальным шагом стали выпады в адрес энергетиков. По мнению машиностроителей, рост тарифов естественных монополий необходимо в срочном порядке ограничить административно. Такого рода рекомендации властям, как известно, давно принято считать скорее заклинаниями, чем реальными шагами.

Кстати, на областные власти заводчане сегодня обиделись.

«Я уже не мечтаю, чтобы губернатор посещал наше годовое собрание. Однако, на мой взгляд, на таком мероприятии как минимум должен присутствовать председатель правительства или же профильный министр. Сегодня их нет. Это ли не подтверждение того, как к нам относятся?» — с грустью констатировал руководитель «Уралэлектромаша».

Участники совещания поддержали выступающего бурными аплодисментами. Вынужденный отдуваться за отсутствующее руководство первый замминистра промышленности и науки Свердловской области Юрий Зибарев предпочел молча выслушать претензии.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать