Дата: 21.04.2010

Природные парки готовы к расхищению

Свердловское министерство природных ресурсов занялось латанием дыр в законодательстве. Накануне депутатам региональной Думы были предложены поправки в законопроект «Об особо охраняемых природных территориях», признанный юристами коррупциогенным. Пока же «освоить» земли природных парков и дендрариев может любой хозяйственник — для этого достаточно лишь договориться с «нужными» чиновниками.

Фотография Андреевой А.О.
Правительство Свердловской области намерено взять на себя право лишать природные парки статуса ООПТ

Дело в том, что основания для изменения границ или статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ) не определены ни федеральным, ни региональным законодательством. Об этом УрБК сообщил замминистра природных ресурсов Александр Еремин, презентовавший поправки на заседании Облдумы.

«Для усовершенствования областного законодательства мы предложили добавить в последний пункт ст. 31 формулировку «порядок и условия изменения границ (вывода из состава) ООПТ поручается правительству Свердловской области». В дальнейшем, после принятия этих поправок, мы планировали заняться разработкой этих условий», — заявил А. Еремин.

Другое изменение закона касается неопределенности при отзыве статуса ООПТ.

«К примеру, в ст. 18 говорится о том, что природный парк может быть упразднен в случае природной или техногенной катастрофы, приведшей к невозможности выполнения задач, для которых создается природный парк, в том числе невозможности использования территории в рекреационных целях. Мы предлагаем убрать словосочетание «может быть», чтобы избавиться от неопределенности», — отметил А. Еремин. При этом четкого определения природной и техногенной катастрофы у нас пока тоже не существует.

Замминистра природных ресурсов Свердловской области Александр Еремин предлагает депутатам не углубляться в юридические дебри
Замминистра природных ресурсов Свердловской области Александр Еремин предлагает депутатам не углубляться в юридические дебри

Именно эта статья побудила ряд депутатов голосовать против предложенных поправок, тем не менее Облдума приняла документ в первом чтении.

«Я принципиально голосовал против внесения данных поправок. Они дают законодательное обоснование для уничтожения природных парков, памятников природы областного значения, дендрологических парков и ботанических садов. Если говорить о ст. 18 этого закона, то получается, что возникшее наводнение, оползень или прошедший ураган может стать поводом для уничтожения целого природного парка. Я убежден, что этот повод не заставит себя долго ждать, если речь будет идти о застройке коммерческими или жилыми объектами недвижимости», — заявил депутат от фракции «Справедливая Россия» Владимир Герасименко.

Он напомнил, что по этой причине уже прекратили свое существование многие городские парки и ботанические сады, которые тоже подпадают под действие закона об ООПТ.

К началу 2009 года в Свердловской области насчитывалось порядка 1,330 миллионов гектар таких территорий федерального и регионального значения. При этом у областного правительства есть точная информация о границах только половины региональных памятников природы.

«Уточнение границ остальных памятников природы требует межевания, на это нужны деньги», — разъяснил ситуацию А. Еремин.

Депутат Свердловской Облдумы Владимир Герасименко опасается, что городские сады застроят торговыми центрами
Депутат Свердловской Облдумы Владимир Герасименко опасается, что городские сады застроят торговыми центрами

Для того чтобы оградить памятники природы от бесконтрольного разбазаривания, депутаты предлагают оставить за ними право лишать ООПТ особого статуса. В ходе обсуждения поступили разные предложения: от идеи оставить закон как есть до включения списка всех особо охраняемых природных территорий в сферу компетенции Думы. Тем не менее парламентарии решили утвердить документ в первом чтении для того, чтобы в дальнейшем его тщательно проработать.

Они надеются ко второму чтению существенно изменить текст законопроекта, предусмотрев возможность восстановления объектов природного наследия. Главное, что предстоит сделать, — прописать в законе случаи, при наступлении которых принимаются решения об изменении границы территории.

Однако в правительстве уверены, что лишать статуса ООПТ может только тот, кто его присуждал. А созданием природных парков, заказников и тому подобных изначально занималась именно исполнительная, а не законодательная власть.

«Но этот вопрос переходит из природоохранной плоскости в юридическую», — добавил А. Еремин.

Пока депутаты и чиновники делят сферы ответственности, почти 7% земель Свердловской области, признанных особо охраняемыми территориями, остаются без защиты. Как признают экологи, сейчас любой коммерческий или государственный интерес может стать причиной уничтожения памятника природы.

И времени у желающих воспользоваться дырами в законодательстве, судя по всему, предостаточно. Депутаты намерены досконально изучить все нюансы, связанные с компетенцией правительства, и вернуться к этому вопросу только после тщательной подготовки.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать