Дата: 11.02.2010

31% россиян считает, что РФ находится на пике кризиса

УрБК, Екатеринбург, 11.02.2010. Жители стран СНГ демонстрируют высокую обеспокоенность кризисом: в наибольшей степени экономическая ситуация тревожит россиян (80%), казахов (79%) и армян (78%). Таковы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в рамках исследовательского консорциума «Евразийский монитор».


Наиболее сильно ощущают влияние нестабильной ситуации в экономике украинцы — 64% опрошенных жителей этой страны чувствуют его на себе. Несколько ниже этот показатель в Литве (здесь кризис ощущает каждый второй — 49%) и в России (45%). Жители Беларуси реже других респондентов чувствуют влияние нестабильной экономической ситуации (31%).


Главным «симптомом» кризиса, отмечают социологи, остается рост цен на продукты и услуги — в первую очередь на него указывают украинцы (86%), несколько реже — россияне и белорусы (81 и 79% соответственно). Второе место в рейтинге главных спутников кризисной ситуации занимает снижение доходов. С ним сталкиваются главным образом белорусы (45%) и несколько реже — украинцы и россияне (43 и 41% соответственно). Третьим по значимости проявлением кризиса является отказ от некоторых товаров — на него указывают в первую очередь белорусы (37%), реже — украинцы (28%) и в наименьшей степени — россияне (23%). На четвертом месте — сокращение заработной платы, с такой ситуацией столкнулись главным образом белорусы и россияне (по 20%).
По данным ВЦИОМ, экономить в сложившихся условиях вынуждены в первую очередь жители Армении и Украины (65 и 62% соответственно). На Украине и в России расходы снижает каждый второй (49 и 48% соответственно), в Беларуси — 45% опрошенных.


Снижению подвергаются в первую очередь расходы на одежду и обувь, причем в наибольшей степени такая стратегия характерна для жителей Украины (51%) и России (46%). Несколько реже на одежде и обуви экономят в Беларуси и Казахстане (по 41%). Второй по популярности стратегией является экономия на продуктах питания — ее придерживаются главным образом жители Украины и Беларуси (48 и 47% соответственно), несколько реже — россияне (43%) и в наименьшей степени — жители Казахстана (32%). Расходы на отдых замыкают тройку главных статей экономии, и в первую очередь на этом экономят жители России (43%), Казахстана (41%) и Украины (39%). Значительно ниже доля таких респондентов в Беларуси — здесь расходы на отдых урезают только 30% опрошенных. В числе прочих способов снизить расходы — экономия на развлечениях (такой стратегии придерживаются главным образом жители России, Казахстана — по 34% — и Беларуси — 33%), крупной бытовой технике и больших покупках (на этом экономят главным образом в Казахстане — 42 и 38% соответственно).


Жители стран склонны по-разному оценивать стадию кризиса в своем государстве, говорится в исследовании. Так, большинство жителей Литвы уверены, что их страна только входит в кризис (76%). На Украине наиболее распространено мнение, что страна находится на пике кризисной ситуации (51%), а среди жителей Казахстана наиболее популярна точка зрения, согласно которой страна уже выходит из трудного положения (42%). Неоднозначно оценивают стадию кризиса в своей стране россияне и белорусы: так, в России респонденты практически в равной степени склонны считать, что страна находится на пике кризиса (31%) и что она уже выходит из него (29%), в Беларуси так думают 30 и 35% соответственно.


Синхронизированные опросы проведены по единому инструментарию в сентябре — ноябре 2009 г. Опрошено по 1100—2000 человек в 6 странах (Россия, Украина, Беларусь, Литва, Казахстан, Армения). Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать