УрБК, Москва, 12.01.2010. Количество выявленных фактов нарушения кредитными организациями требований о защите прав потребителей возросло в 2009 году по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза. Об этом свидетельствуют предварительные итоги деятельности Роспотребнадзора в сфере предоставления финансовых услуг.
При этом проверок банков на предмет соблюдения прав потребителей в 2009 г. было меньше, чем в 2008 г., отмечает ведомство. Если касаться структуры надзорных мероприятий, то доля плановых проверок в оцениваемом периоде составила 57%, тогда как в 2008 г. — 45%, а в 2007 г. — 19%, что свидетельствует о возрастании роли превентивного контроля.
В то же время продолжилась тенденция к усилению мер административного воздействия на нарушителей законодательства. Если в 2008 году в ходе 670 мероприятий по контролю в отношении кредитных организаций было составлено 238 протоколов об административном правонарушении, то в 2009 году при меньшем количестве проверок (493) составлено 349 таких протоколов, сообщают в Роспотребнадзоре.
При этом количество вынесенных территориальными органами Роспотребнадзора соответствующих постановлений о назначении виновным лицам административного наказания в виде штрафа в 2009 году возросло по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза.
Правозащитники отмечают положительную динамику в судебной практике Роспотребнадзора, связанной с проверкой законности и обоснованности принятых административных мер. Так, если в 2007 году кредитные организации, привлеченные к ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей, обжаловали 58% постановлений по делу об административном правонарушении, а в 2008 году — 65%, то в 2009 году соответствующий показатель снизился до 55%.
При этом общее количество принимаемых в пользу Роспотребнадзора (его территориальных органов) судебных решений выросло по сравнению с 2007 годом сначала почти в 3 раза (2008 год), а в 2009 году — еще на 70%.
Аналогичная тенденция прослеживалась и в вышестоящих арбитражных судах.