УрБК, Екатеринюург, 15.12.2009. В Свердловской области растет число нарушений прав потребителей со стороны банков. Специалисты управления Роспотребнадзора фиксируют и изменение структуры нарушений. За 2009 год в управление поступило 78 письменных и 99 устных обращений от потребителей на неправомерные действия кредитных организаций. В отношении банков вынесено 9 постановлений о привлечении к административной ответственности и 14 предписаний о прекращении нарушения прав потребителей.
Выросшее число нарушений специалисты управления связывают в первую очередь с кризисом и желанием банков стабилизировать собственную финансовую ситуацию. «Однако получение прибыли может осуществляться с соблюдением закона — указанием реальной процентной ставки по кредиту. Суды разных уровней высказываются о незаконности условий о взимании дополнительных платежей при кредитовании. Граждане могут предъявлять требования о возмещении убытков, возврате необоснованно удержанных денежных средств. И тогда сегодняшние дополнительные средства превратятся для банков в значительные потери», — отмечают специалисты Роспотребнадзора.
По данным специалистов, все чаще банки в противоречии с законодательством обуславливают предоставление кредита обязательным страхованием жизни и здоровья заемщика. Предлагают участие в программах страхования заемщиков, условия которых сложны для понимания даже специалистам в области потребительского кредитования.
В прошлом году и в начале 2009 года, когда Центробанк увеличивал ставку рефинансирования, кредитные организации направляли заемщикам сведения об одностороннем увеличении процентных ставок по кредитам. Однако и сейчас, когда ставка рефинансирования снижается, кредитные организации нередко прописывают такое условие в договоре, чтобы обезопасить себя от возможных потерь.
Нарушения законодательства специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области выявили в ОАО «Уральский транспортный банк», ОАО «Балтийский банк», ОАО «Банк24.ру», ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ряде других.
Увеличению числа нарушений со стороны банков также способствует отсутствие специального закона о потребительском кредитовании. Как отмечают в Роспотребнадзоре, даже при выявлении в деятельности банка действия, которое уже было признано судом незаконным, приходится доказывать его неправомерность заново.
«В осуществлении надзора за деятельностью банков существуют ограничения в осуществлении надзорной деятельности. Преимущественно проверки проводятся по обращениям граждан, которым сегодня легче бывает смириться и заплатить, чем пытаться отстоять свои права. Соответственно, большая часть нарушений просто не охвачена службой по защите прав потребителей. Поэтому самому клиенту банка важно проявлять инициативу и бороться за свои права», — заключили в ведомстве.